«Магнитом» назвал Сергиевскую землю в одном из своих стихотворений талантливый местный поэт А.Ф. Чиков.Это определение, как нельзя лучше характеризует то качество нашего края, которое заставляло многих художников России возвращаться сюда, оставаться, переезжать навсегда.

Особой притягательностью обладал Сергиевский посад для мастеров отечественного искусства. Одни видели в нём воплощение могучего русского духа и русского менталитета, другие ценили его как своеобразную книгу истории искусства, которую можно как бы перелистывать, переходя от памятника к памятнику, третьи открывали в своих работах особый поэтический смысл этого провинциального подмосковного города.

М.В. Нестеров бывал здесь, пожалуй, не меньше К.Ф. Юона. Глубокая религиозность и острота восприятия исторических сюжетов, умение как бы приблизить прошлое, материализовать его в зримых образах, позволили мастеру создать поистине великие произведения. И в этом художественном процессе Сергиевский посад, как арена многих значительных событий русской истории, был для него незаменимым. «Видение отроку Варфоломею», «Юность преподобного Сергия», «Труды преподобного Сергия», «Философы», «Под благовест», «Пустынник» — вот далеко не полный перечень полотен, замысел которых и эскизы к которым делались в посаде и его окрестностях. Останавливаясь в гостинице Черниговского скита или на Вифанке у «бабы Бизяихи», он слал в Москву родным письма, полные любви к этим местам, в которых, например, есть такие строки: «Вот я и снова под Москвой, у «Сергия». Наслаждаюсь воспоминаниями молодости, чуть не каждый куст и бугорок напоминает былое, невозвратную юность, молодое творчество. Сегодня видел оригинал ёлочки для «Пустынника», за восемнадцать лет она стала елью, кудрявой стройной. Правда за эти годы вырос и я, но не стал ни стройным, ни кудрявым, а обидно».

А потом, он вновь и вновь, как заколдованный, возвращался сюда. Существуют предания, что юного Варфоломея он писал с больной девочки, встреченной им в деревне Комякино, пейзаж для этого полотна — в Радонеже, а изображения о. Павла Флоренского и Булгакова для «Философов» — в саду дома на Дворянской улице. Именно в Посаде возник замысел ещё одного известного произведения М.В. Нестерова — «За приворотным зельем» и были сделаны его эскизы.

Константин Юон

Борис Кустодиев

Владимир Соколов

Аристарх Лентулов

Александр Осьмеркин

Николай Дубовской

Михаил Нестеров

Михаил Боскин

Константин Горбатов

Татьяна Маврина

Владимир Фаворский

Александр Лактионов

В 1893 г. и В.И. Суриков написал в Посаде свою акварель «У Троицы», о которой со слов дочери художника А.В. Кончаловской, вспоминал П.И. Нерадовский.
Кстати, последний также несколько лет провел в Загорске: впервые — с 1943 г., когда благодаря И.Э. Грабарю он был приглашен возглавить Загорский филиал Центральной художественно-реставрационной мастерской. Одновременно он заведовал одним из отделов Историко-художественного музея-заповедника. В обширных фондах музея он тогда обратил внимание на портрет царицы Прасковьи Фёдоровны и определил его как работу Ивана Никитина. С 1950 г. он работал на экспериментально-строительной площадке Академии архитектуры СССР, занимаясь изучением и реставрацией памятников Троице-Сергиевой лавры. Среди повседневных дел он всегда находил время для творчества. В Загорске им было написано много портретов, пейзажей, натюрмортов,видов архитектурных ансамблей. Свои произведения он показывал на выставках, проходивших в Загорске. Значителен вклад в русское искусство выдающегося отечественного художника-графика В.А. Фаворского, прожившего в нашем городе два десятилетия своей жизни с 1919 по 1939 гг. Эти годы сложились для художника в отдельную главу его жизни. Здесь родились его дети, здесь жили его друзья М.М. Пришвин, П.А. Флоренский, здесь у Фаворских бывало много гостей. Часто посещали своего профессора ученики М.И. Пиков и А.Д. Гончаров, приезжали Эль Лисицкий, Л.А. Бруни, П.Я. Павлинов, П.Д. Эттингер, А.Д. Чегодаев.

 

В Сергиеве часто бывали художники И.С. Ефимов и Н.Я. Симонович-Ефимова. После одного из таких приездов Нина Яковлевна написала: «Я ездила в Загорск на три дня. Никогда не дышала таким ароматным воздухом. Должна была вернуться сегодня утром, но всё пропускала и пропускала поезда и оставалась…».

Фаворский

С 1944 по 1952 гг. ежегодно подолгу бывал в Загорске А.А. Осмёркин, бывший «в плену загорских очарований». Там он нашёл неповторимую гармонию русской архитектуры и пейзажа, которая удовлетворяла его стремление к анализу и давала простор для поэтических откровений в живописи» (В.К. Тетерин).

 

 

 

 

Здесь в Посаде начинали свою творческую биографию и его уроженцы: С.И. Вашков — художник прикладного искусства и художественный критик, главный редактор журнала церковного искусства «Светильник» и художественный руководитель фирмы братьев Оловянишниковых; а также академик живописи А.А. Киселёв — участник Абрамцевского художественного кружка, друг и сподвижник В.Д.Поленова. Велико творческое наследие резчиков: А.А. Рыжова, И.С. Хрустачёва, В.П. Ворноскова, народного скульптора С.М. Чуракова — родоначальников династий известных деятелей культуры, среди которых: художники В.И. и Н.И.Хрустачёвы, народные мастера И.А. Рыжов (старший), И.А. Рыжов (младший), К.А., И.К, Н.И. Рыжовы, реставраторы С.С. Чураков и Е.С. Чуракова, художник-керамист И.С. Чураков, тонкий лиричный художник-график М.С.Чуракова.
Р.Р. Фальк, А.И. Архипов, А.В. Лентулов, Н.Н. Дубовской, П.Я. Павлинов, В.Н. Чулович, Э.Я. Выржиковский, В.Н. Корбаков, К.Н. Бритов, В.Г. Кокурин, В.Е. Попков, В.П. Полотнов — разве можно даже перечесть всех, кто оставил свой след в художественной истории Сергиева Посада и в творческой судьбе которых оставил свой неизгладимый след Сергиев Посад…
Живые нити времени связывают сегодня творчество современных сергиевских художников с реалистическими традициями русского искусства XIX и начала XX вв. Наглядным примером тому явились художественные выставки, которые были устроены в Сергиевском посаде, основанным здесь Троице-Сергиевским художественным обществом. Они сыграли большую роль в оживлении творческой жизни уездного города. Первая из них открылась 30 марта 1914 г., последующие прошли в 1915, 1916 и 1917 гг.

 

«Строгановку» окончило ещё несколько местных художников, в том числе уже упоминавшиеся, С.И. Вашков, С.Н. и М.Н. Чумаковы, а также В.Ф. Мей; Императорскую академию художеств — В.И. Быстренин, а С.И. Пичугин, М.В. Боскин, Вл.И. Соколов и Н.П. Яныченко — Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Таким образом, в первой половине 1910-х гг. в Сергиевском посаде сложился довольно многочисленный и профессиональный коллектив художников, основавших своё сообщество. Первым его председателем стал М.Н. Чумаков. Собрания членов Общества проходили в залах кинотеатра «Модерн» и Ремесленной школы на Московской улице, которые снимались специально для этих целей. Там же проходили знаменитые «субботники» (1916-1917 гг.), на которых слушались доклады и выступления деятелей художественной культуры Сергиева Посада, Москвы и Петербурга, решались разнообразные проблемы творческой практики. Деятельность Общества, к сожалению, до настоящего времени ещё мало изучена. Однако уже сейчас ясно, что это была первая организованная художественная группировка города, заложившая основы для дальнейших творческих объединений Сергиева Посада.
И тогда, на заре местной художественной жизни, и позже художники города не существовали изолировано от тех творческих процессов, которые проходили в стране в разные моменты её истории. Стараясь включиться в строительство отечественной культуры, некоторые из них (В.Д.Дервиз, Вл.И. Соколов, В.И. Хрустачёв, М.В. Боскин), активно сотрудничали в Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры. Под эгидой этой организации они устроили в помещении монастыря «Выставку архитектурных мотивов Лавры в картинах, рисунках и графике», которая стала первой весточкой возрождающейся художественной жизни города, на новом послереволюционном этапе развития. В её экспозицию вошли литографии учеников Первой государственной художественно-промышленной мастерской печатного дела. (Примечательно, что студенты работали в лавре как раз в момент пожара, который и запечатлели на своих листах).