Понятно, что выточить матрешку – полдела. Её надо было расписать – придумать сам образ её. И это было сделано сотрудничавшим с тем же магазином художником Сергеем Васильевичем Малютиным (1859-1937).
Кстати.
Многим людям этот художник известен заочно — по одной из самых популярных его работ, а именно по портрету писателя Дмитрия Фурманова, автора романа «Чапаев.» В советское время это портрет часто публиковался в печати.
Несмотря на то, что Сергей Малютин увлекался декоративным искусством и архитектурой, он был живописцем, чей талант отмечали многие его современники.
Так, искусствовед Игорь Грабарь о нем писал: «Малютин весело и остроумно претворяет в своём декоративном искусстве русский лубок. Но настоящая стихия Малютина — живопись с натуры, пленэр. В этой области он не знал соперников, несмотря на то, что выступил на сцену одновременно с К.Коровиным и В. Серовым».
Так родилась первая матрешка, которая представлял собой девочку, держащую черного петуха. Она получила имя собственное (как это обычно бывает с куклами) – «Матрена». Отсюда и ласкательно-уменьшительное – «Матрешка», ставшее именем нарицательным – матрешкой.
Изделия токаря и художника Мария Мамонтова одобрила, и её магазин стал производить эту куклу с сюрпризом (в одной фигуре прячутся еще семь — девочка с петухом, девочка с серпом, девочка с караваем хлеба и т.д.).
В 1918 году магазин-мастерская Мамонтовых был закрыт, и ведущие его мастера переехали в Сергиев Посад. Здесь по привезенным ими образцам местные кустари и артели стали широко тиражировать матрешку.
Поэтому в Сергиевом Посаде родилась не собственно русская матрешка, а именно сергиевская (она же — загорская, поскольку Сергиев Посад в 1930 году был переименован в город Загорск) матрешка, то есть, её характерный стиль росписи. Поэтому этот стиль окончательно сформировался, утвердился и получил широкую популярность в советское время, то местные матрешки, расписанные местными мастерами в своем стиле, называются загорскими матрешками.
Точку в дискуссии о происхождении матрешки поставил сам токарь Василий Звездочкин. В своих воспоминаниях он написал: «…В 1900 году изобретаю трех- и шестиместную матрешку и посылаю на выставку в Париж». Имелась в виду Всемирная торгово-промышленная выставка в Париже.
Благодаря этой выставке родилась всемирная слава матрешки.
Там — именно в Париже — случилось второе рождение матрешки уже в качестве «типичного русского сувенира».
В каковом статусе она и пребывает по сей день.