Иначе говоря: верно ли, что знаменитая русская матрешка родилась в Сергиевом Посаде, который является таким образом её родиной?

Нет, неверно.
Место рождения матрешка – г. Москва, Леонтьевский переулок, д. 7.

Сейчас в этом здании находятся Музей матрешки и Музей народного искусства.

Год рождения матрешки – 1900 г.

По указанному адресу располагался магазин-мастерская «Детское воспитание», который принадлежал брату известного Саввы Мамонтова — Анатолию Мамонтову, а руководила им жена последнего – Мария Александровна Мамонтова. Там же работавший при магазине токарь Василий Петрович Звездочкин (1876-1956) выточил первую матрешку.

Понятно, что выточить матрешку – полдела. Её надо было расписать – придумать сам образ её. И это было сделано сотрудничавшим с тем же магазином художником Сергеем Васильевичем Малютиным (1859-1937).

Автопортрет С.Малютина. 1918 г.
Автопортрет С.Малютина. 1918 г.

Кстати.

Многим людям этот художник известен заочно — по одной из самых популярных его работ, а именно по портрету писателя Дмитрия Фурманова, автора романа «Чапаев.» В советское время это портрет часто публиковался в печати.

Художник С.В. Малютин. Портрет писателя Фурманова.
Художник С.В. Малютин. Портрет писателя Фурманова.

Несмотря на то, что Сергей Малютин увлекался декоративным искусством и архитектурой, он был живописцем, чей талант отмечали многие его современники.

Так, искусствовед Игорь Грабарь о нем писал: «Малютин весело и остроумно претворяет в своём декоративном искусстве русский лубок. Но настоящая стихия Малютина — живопись с натуры, пленэр. В этой области он не знал соперников, несмотря на то, что выступил на сцену одновременно с К.Коровиным и В. Серовым».

Так родилась первая матрешка, которая представлял собой девочку, держащую черного петуха. Она получила имя собственное (как это обычно бывает с куклами) – «Матрена». Отсюда и ласкательно-уменьшительное – «Матрешка», ставшее именем нарицательным – матрешкой.

Изделия токаря и художника Мария Мамонтова одобрила, и её магазин стал производить эту куклу с сюрпризом (в одной фигуре прячутся еще семь — девочка с петухом, девочка с серпом, девочка с караваем хлеба и т.д.).

В 1918 году магазин-мастерская Мамонтовых был закрыт, и ведущие его мастера переехали в Сергиев Посад. Здесь по привезенным ими образцам местные кустари и артели стали широко тиражировать матрешку.

Поэтому в Сергиевом Посаде родилась не собственно русская матрешка, а именно сергиевская (она же — загорская, поскольку Сергиев Посад в 1930 году был переименован в город Загорск) матрешка, то есть, её характерный стиль росписи. Поэтому этот стиль окончательно сформировался, утвердился и получил широкую популярность в советское время, то местные матрешки, расписанные местными мастерами в своем стиле, называются загорскими матрешками.

Точку в дискуссии о происхождении матрешки поставил сам токарь Василий Звездочкин. В своих воспоминаниях он написал: «…В 1900 году изобретаю трех- и шестиместную матрешку и посылаю на выставку в Париж». Имелась в виду Всемирная торгово-промышленная выставка в Париже.

Благодаря этой выставке родилась всемирная слава матрешки.

Там — именно в Париже — случилось второе рождение матрешки уже в качестве «типичного русского сувенира».

В каковом статусе она и пребывает по сей день.