Владимир Андреевич Фаворский (1886-1964) русский советский советский художник, выдающийся мастер ксилографии (гравюры на дереве), академик живописи (1962), народный художник СССР (1963), лауреат Ленинской премии (1962).

 

   

ворчество Владимира Андреевича Фаворского – одна из вершин искусства XX в. В искусстве он всегда оставался самим собой и никогда не останавливался на достигнутом.

 

 

Как художник Фаворский формировался под воздействием древнерусской живописи, новгородской иконописи XV в. и Андрея Рублева; русских художников XIX в.: А. ВенециановаАлександра ИвановаМ. Врубеля. Всё его искусство проникнуто духом русской литературы. Она воспитала его нравственное самосознание, эстетические взгляды и художественный вкус.
Фаворский проявил себя во многих областях искусства. В молодости он занимался станковой живописью, писал пейзажи и натюрморты. Затем увлёкся карандашным рисунком, который интересовал его до последних лет и которому он придавал большое значение. Пробовал свои силы и в скульптуре, в частности, в рельефе. Им создана мозаика на тему революции 1905 г. в духе традиций Древней Руси. Во всех этих областях проявились различные стороны многогранного дарования Фаворского.
Но главной и самой плодотворной областью творчества Фаворского была гравюра на дереве. В ней он достиг наибольших успехов.Краткая биография Ф. Фаворского (1886-1964)

Владимир Андреевич Фаворский – русский художник и теоретик искусства, выдающийся мастер русской гравюры и книжного дизайна, мастер портрета, искусствовед, сценограф, живописец-монументалист, педагог.
Родился в Москве в семье юриста. Мать, С.О. Шервуд, была художницей. Учился в школе-студии К.Ф. Юона в 1903-1905 гг., в частной академии Ш. Холлоши в Мюнхене в 1906-1907 гг. С 1905 г. занимался искусствоведением в Мюнхенском, а с 1907 г. – в Московском университете. Был членом объединения «Четыре искусства».
В 1907 г. Фаворский поступил на историко-филологический факультет Московского университета и в 1913 г. окончил искусствоведческое отделение этого факультета,
С 1907 г. начал заниматься ксилографией и стал виртуозом торцовой гравюры на дереве. Его творчеству были близки стилистики символизма и модерна, также воспринимал и авангард, в частности, кубизм.
С 1921 г. Фаворский преподавал во ВХУТЕМАСе, в 1923-1925 гг. был ректором.
Фаворский много времени посвятил дизайну книги, разработал особую теорию оформления, воспринимая книгу как целостный эстетический организм, в котором декоративное начало должно существовать в единстве с функциональным.

«Начал я рисовать, потому что рисовала мать, а она рисовала потому, что дед был художником. …Таким образом, создалась художественная линия в семье. Я воспринимал рисование, как приятное занятие, не собирался кого-нибудь поучать или вести за собой… А когда вошёл в мир искусства и понял красоту его, то захотелось, чтобы другие также видели его, научить их видеть этот мир».

 

В. А. Фаворский родился в Москве. Первые навыки в рисовании получил дома под руководством матери — художницы С. О. Шервуд. В 1903—1905 занимался в школе-студии К. Ф. Юона, посещал вечерние занятия по скульптуре в Строгановском художественно-промышленном училище. После окончания гимназии в 1905 г. уехал в Германию. В Мюнхене Фаворский обучался рисунку и живописи в школе Шимона Холлоши. Вначале он хотел пойти к более знаменитому Ашбе, но тот в 1905 г. скончался. В 1930-х гг. в Московском институте изобразительного искусства у Фаворского возникнет конфликт с И. Э. Грабарем, в свое время обучавшимся у А. Ашбе (вероятно, сказалось различие школ). Одновременно с обучением рисунку и живописи Фаворский посещал в Мюнхене занятия на искусствоведческом отделении философского факультета: слушал лекции Ханса Корнелиуса (последователя А. Гильдебранда), Адольфа Фуртвенглера, Карла Фолля. Холлоши познакомил молодого Фаворского с творчеством Ханса фон Маре — члена «римского кружка», в который входил и Гильдебранд. На уроках у Холлоши Фаворскому открылось, что «Маре и Сезанн связаны воедино». В 1907 г. вернулся в Москву.

В 1907 г. Фаворский поступил на историко-филологический факультет Московского университета. В 1913 г. он окончил искусствоведческое отделение этого факультета, которое было организовано по инициативе профессора Николая Ильича Романова (создававшего вместе с И. В. Цветаевым Музей изящных искусств в Москве) и студентов Б. Р. Виппера, К. Н. Истомина, Д. С. Недовича, В. А. Фаворского. Тема дипломной работы Фаворского — «Джотто и его предшественники», в ней он попытался проанализировать сложность пространственных отношений в живописи итальянского проторенессанса. В этот же год в Москве открылась первая выставка древнерусских икон из собрания Сергея и Степана Рябушинских. Тогда же Фаворский работал над переводом на русский язык с немецкого книги А. Гильдебранда «Проблема формы в изобразительном искусстве».

С 1921 г. Фаворский преподавал во ВХУТЕМАСе, в 1923—1925 гг. был ректором. Как и в немецком Баухаузе, во ВХУТЕМАСе, создали «основное» (подготовительное) отделение, где читали общий пропедевтический курс «формальной композиции». Его авторами были Фаворский, П. Я. Павлинов, К. Н. Истомин. В 1921—1924 гг. по приглашению Фаворского во ВХУТЕМАСе преподавал теорию искусства П. А. Флоренский. Фаворский преподавал на графическом факультете ксилографию (гравюру на дереве), на основном отделении читал курс «Введение в теорию пространственных искусств», на графическом факультете также — «Теорию композиции» и «Теорию графики». Программа курса «Теория композиции» сохранилась в архивах художника, она составлена, безусловно, под воздействием книги Гильдебранда «Проблема формы в изобразительном искусстве»[1].

В 1923 г. А. М. Эфрос назвал Фаворского «Сезанном современной ксилографии». Рассматривая ранние гравюры и рисунки художника, мы ясно ощущаем напряжённость изобразительного пространства. Как Сезанн с помощью цвета, так и Фаворский штрихом и тоном создает сложные отношения «выступающих» и «отступающих» форм. Иногда «пустые» участки бумаги становятся формой и выглядят активнее, чем чёрная типографская краска или карандашный штрих. Эти «интенции» далеки от пассивного срисовывания «объективной» натуры, они образуют особое феноменологическое, или концептуальное, пространство.

«Всё, что мы воспринимаем, — писал Фаворский в статье „О композиции“ (1932), — движется и живёт в пространстве и времени. Поэтому любая реальность должна изображаться не только трёхмерно, но и непременно с учётом движения фигуры». Свою мысль Фаворский заключил так: «композиция — это есть изображение времени». Мастер настойчиво доказывал и демонстрировал на примере своих гравюр, как взаимодействуют чёрное и белое — одно и то же изображение мы можем воспринимать как чёрное на белом или как белое на чёрном, это создаёт пространственность гравюры, одновременно «в цвето-пространственные отношения вступает белизна бумаги», а осязательные, двигательные ощущения придают изображению пространственно-временну́ю целостность. Причем «черное в гравюре выглядит активнее, материальнее», оно «сопротивляется», противодействует белому, а белое «не пускает чёрное», что и выражает гравюрный штрих. Приводя к единству противоположные начала, художник постигает возможность «цельно воспринимать, видеть и изображать разнопространственное и разновременно́е»[6].

Фаворский возродил классическую чёрноштриховую гравюру на дереве и создал отечественную школу книжной иллюстрации. Фаворский и его последователи в 1910—1930-х гг. решительно отказались от белого штриха, вернулись к средневековой технике, но при этом по-новому стали решать задачи особенной, специфичной для искусства гравюры целостности пространственных отношений изображения на плоскости белого листа бумаги. Формальная интенсивность взаимодействия чёрного и белого тонов, «звучность» и декоративность гравюр художников новой школы способствовали их органичному «вхождению» в композицию книги «как целостного организма» (определение Фаворского). Иллюстрации строились без обрамлений — свободным пятном на белом поле листа как особом изобразительном пространстве — и, следовательно, активно взаимодействовали с пространством книги. Конструктивность изображений — иллюстраций, виньеток, заставок, органичная связь изображений со шрифтом, который также «конструировали» художники школы Фаворского, создавали оригинальные художественные тропы, особый метафорический язык, сближавший графику и искусство слова[7].

Жена художника — Мария Дервиз (1887—1959), дочь художника Владимира Дмитриевича Дервиза (1859—1937); по материнской линии внучка известных педагогов Я. М. Симоновича и А. С. Симонович, племянница В. А. Серова[2]. Их дети:

  1. Фаворский, Никита Владимирович (1915—1941). Погиб.
  2. Фаворский, Иван Владимирович (1924—1945). Погиб.
  3. Мария Владимировна Фаворская-Шаховская (р. 1928) — художник-керамист, её муж, крестный сын Фаворского — Дмитрий Михайлович Шаховской (р. 1928) — скульптор, автор часов на фасаде Театра Образцова, сын православного священника Михаила Шика, расстрелянного в 1937 году, и представительницы старинного дворянского рода Наталии Дмитриевны Шаховской[3], авторов книги о Фарадее «Загадка магнита». На сём род Фаворских (по линии Владимира Андреевича Фаворского) пресёкся.
    1. Иван Дмитриевич Шаховской — художник. Его супруга Елена Николаевна — профессиональный художник
      1. Николай Иванович Шаховской — художник, компьютерный график
      2. Софья Ивановна Касьян — художник
    2. Наталья Дмитриевна — поэт и переводчик[4].
      1. Елизавета Александровна Журавлева
    3. Дарья Дмитриевна — мастер декоративно-прикладного искусства.
      1. Михаил Владимирович Сарабьянов — правнук художника (сын Дарьи и Владимира Сарабьянова), художник-ксилограф
      2. Иван Владимирович Сарабьянов — художник-реставратор
      3. Мария Владимировна Сарабьянова — живописец[5]