Сергиевская роспись по выжиге

В XVII в.выжигание по дереву было широко известно в Европе, а в XIX в. с изобретением специальных аппаратов это ремесло получило более широкое развитие. Деревянные предметы, украшенные выжиганием, появились и в России.

В 1891 году в Сергиевом Посаде были созданы учебные мастерские и Художественно-столярная мастерская Московского губернского земства. С 1902 года заведующим их был Владимир Иванович Соколов, а подчинялись мастерские Кустарному музею во главе с Сергеем Тимофеевичем Морозовым.

В Кустарном музее каждую неделю собирался художественный совет, на котором обсуждали новые идеи, утверждали новые разработки и рассматривали образцы.

Как вспоминал современник, «однажды Морозов принес на такое совещание несколько купленных им в кондитерском магазине шкатулок, украшенных выжиганием с росписью, и сказал: „Французы заполонили все магазины (другой вариант: «французские шкатулки заполонили всю Москву»), а мы спим“.

И он же, Морозов, призвал художников-кустарей создать что-то подобное, но безусловно лучше.

Было решено наладить подобный промысел в Сергиевом Посаде.Разработку образцов поручили Владимиру Соколову.

Владимир Иванович Соколов — профессиональный художник, живописец и график. Работая над созданием нового стиля, он понимал, что, во-первых, нужен русский стиль, узнаваемый сразу; во-вторых, роспись нужно сделать несложной в исполнении, чтобы мастеровые могли быстро обучиться и приступить к производству.

Согласно сохранившимся воспоминаниям, Владимир Иванович сам говорил, что начальные идеи он взял с украшенных русских прялок из Русского музея. Это были контуры орнаментов, заполненные разноцветной и золотой краской, наподобие северных — борецких, пижемских, мезенских.

Помимо этого художник стал использовать собственные пейзажные зарисовки с видами Сергиево-Посадских улочек и Троице-Сергиевой лавры. Он изображал разные времена года и при этом ловко использовал контрасты и эффект деревянного фона. 

Нарядно и красиво получалась зима с белоснежными крышами и чёрными контурами деревьев. Осень изображалась на почти незакрашенном фоне желтоватого дерева. Не менее красиво выглядели лето и весна.

На деревянных предметах при выполнении зимних пейзажей он накладывал краски плотным слоем, отчего они становились похожими на эмали, приобретая яркость и чистоту звучания. Художник любил контрастные сочетания белого снега и яркого пятна архитектурного памятника, и это придавало особую декоративность его шкатулкам.

Вскоре уже можно было с уверенностью сказать, что русская роспись по выжиге удалась. Были обучены мастера, и мастерская стала производить множество разнообразных товаров, украшенных росписью с выжиганием, на которые возник немалый спрос.

Это были яйца, игрушки для детей, ёлочные игрушки, разнообразные шкатулки, декор мебели и предметы быта. Фантазии художников, казалось, не было границ.

Стиль новой росписи назвали «соколовский». На выставках в Петербурге, Париже, Льеже, Милане, Лейпциге изделия с «соколовской» росписью получали медали и почетные дипломы.

Шли годы. После революции 1917 г. многое стало меняться. Кустарей объединили в артель «Кустарь-художник», созданную ещё в 1910 г., но продолжившую работу. Спрос на изделия с выжиганием оставался. 

Мастера, сотрудничающие с мастерской Шведова, в совершенстве владеют техникой росписи с выжиганием, примером тому работы В.В. Бакулиной.

Примечание.

О В. И. Соколове

Соколов Владимир Иванович (1872–1946) — художник декоративно-прикладного искусства. Окончил Строгановское училище, затем МУЖВЗ, где его учителями были И. Левитан, В. Поленов, В. Серов. В первой выставке «Мира искусства» участвовал в 1899 году.

К началу 1900-х годов В.И. Соколов был уже признанным художником, участником многих выставок, обладателем премий и призов.

По просьбе мецената С.Т. Морозова художник стал руководителем мастерской народных ремесел в Сергиевом Посаде. Заведовал учебной столярной художественной мастерской Московского губернского земства с 1903 по 1920 год.

В 1920 году Соколов был приглашен на работу в Комиссию по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры.

В 1925 году в Сергиевом Посаде был создан филиал АХРР, В.И. Соколов стал членом, а в 1928-1930 годах председателем этой организации.

В 1927 году В.И. Соколов выполнил в технике ксилографии иллюстрации к путеводителю по Сергиевскому музею, получив уроки гравюры по дереву у И.Н. Павлова. Работы художника хранятся в ГТГ, Художественно-педагогическом музее игрушки им. Н.Д. Бартрама, СПГИХМЗ, в музеях Иркутска и Нижнего Тагила.