На окраине Сергиева Посада, всего лишь в нескольких километрах от Свято-Троицкой Сергиевой Лавры расположился этот очень интересный религиозно-культовый и историко-культурный объект российского православия – Спасо-Вифанский мужской монастырь.
Как отмечают многие его гости, есть там «какая-то неповторимая душевная благодать», которая влечет их сюда.

Монастырь нельзя назвать древним – ему менее двух с половиной веков. Основан он был в 1783 – 1787 гг. московским митрополитом и священно-архимандритом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Платоном Левшиным. Как отмечается на сайте монастыря, его основатель видел в этом монастыре «пустынь для успокоения своея старости» и кладбище «для погребения усопшей о Господе братии Сергиевы Лавры».
Данное место все называют Вифа́нией. Это российский аналог названия расположенного на Западном берегу реки Иордан, примерно в 3 км к востоку от Иерусалима поселения Бет-Анья, которое упомянуто в Новом Завете как родной город святого Лазаря, а также святых Марии и Марфы. Здесь находился Иисус Христос накануне торжественного въезда в Иерусалим.
Главным объектом Вифании является Спасо-Преображенский собор, построенный в 1783 – 1785 гг.
Это сравнительно небольшое строение имеет не только примечательную внешнюю архитектуру (как бы «овального» здания – так строили раннехристианские храмы, например, знаменитый Софийский собор в Константинополе), но и не обычное внутреннее расположение. Собор, попросту говоря, «двухэтажный», вернее, двуярусный, поскольку имеет два престола: верхний в честь Преображения Господня и нижний в память воскрешения Христом праведного Лазаря (отсюда и название – Вифания).
Основатель монастыря и собора митрополит Платон Левшин объяснял идею двухпрестольного храма так: «Один храм к другому имеет близкое отношение: ибо между воскресением и преображением есть союз таинственный. Выходя из нижнего храма, восходим на сей верхний. Так, выходя из гроба воскресением, восходим мы в храм славы, преобразуясь из тления в нетление. Не можно удостоиться преображения, доколе не удостоился воскресения».
Престол нижнего храма в честь воскрешения Лазаря был устроен в алтаре. Именно там находится стилизованная стена пещеры, символизирующая ту, в которой согласно иудейскому обычаю и был погребен праведный Лазарь. Над пещерой как бы возвышается евангельская гора Фавор. Для лучшего визуального восприятия она как бы устлана мхом, украшена цветами, кустарниками, фигурками зверей. Вершину горы венчает алтарь верхнего храма в честь Преображения Господня. Этот высокий круглый алтарь идеально вписывается в «овальную» архитектуру собора.
Необычность такой внутренней архитектуры, по замыслу митрополита Платона Левшина, должна была преследовать и определенную религиозную пропагандистко-просветительскую цель: помочь прихожанам и паломникам из простого народа, в большинстве своем людям неграмотным, зримо представить связь двух событий Нового Завета – Воскресения и Преображения Сына Божьего.
В 1796 г. на императорский престол вступил Павел I, у которого митрополит Платон был некогда законоучителем. Буквально сразу же после коронации новый император прибыл в Троице–Сергиеву Лавру и навестил своего учителя в Вифании, где ему все очень понравилось.

Этот визит имел далеко идущие последствия – после него указом императора Павла I был учрежден монастырь и семинария при нем. Начался многолетний этап строительства монастыря, его расширения и развития. Заново отстроили колокольню, сделав ее двухъярусной (завершено строительство в 1870 г.). Возвели большую пятиглавую церковь в честь Сошествия Святого Духа. Построили просторные и красивые учебные, а также жилые корпуса духовной семинарии…
К началу XX в. Спасо-Вифанский монастырь и семинария настолько расширились, что фактически приобрели вид небольшого городка на берегу Вифанского пруда (так со временем стали называть богатые рыбой пруды).
Этот естественный процесс развития прервался после Великой Октябрьской социалистической революции.
При новой власти здания и другое церковное имущество были реквизированы. На месте монастыря и в храмах создали сначала сельхозартель, а затем организовали колонию-школу имени В.И. Ленина для беспризорников.
После окончательно упразднения Вифанской обители (1932 г.) на территории монастыря разместили Всесоюзный НИИ птицеводства. Так Вифания стала Птицеградом (новое официальное название этого поселка).
Соответственно, все здания приспосабливались под хозяйственные нужды — в одном из корпусов разместился Всесоюзный заочный сельскохозяйственный техникум, а другой отвели под Загорский кожно-венерологический диспансер. Была разобрана на кирпич монастырская колокольня, а затем и ограда монастыря. Был снесен храм Преображения Господня.

В 1990-е годы началось восстановление монастыря. Были проведены археологические работы, в ходе которых состоялось вскрытие погребения митрополита Платона под полом Духовской церкви Троице-Сергиевой Лавры и перезахоронение его останков там же, внутри храма, у северной стены (1997 г.).  Перед входом на территорию монастырь, в сквере был установлен бронзовый памятник митрополиту Платону Левшину.
В 2007 г. состоялась торжественная закладка Преображенского собора, на месте одноименного, разрушенного в 1950-х годах. Это здание видно сразу же справой стороны, как только вступаешь на территорию монастыря.

С 2009 г. Вифанское подворье указом патриарха преобразовано в общежительный мужской монастырь. Пока здесь всего 5 монахов (по состоянию на июнь 2018 г.). Однако работу они делают немалую — их усилиями территория монастыря чистая и ухоженная, много зелени. Кроме того, у монахов есть свое подсобное хозяйство – молочную продукцию этого подворья можно купить в церковной лавке.