Конечно, для игрушек такого рода в Музее игрушки (Сергиев Посад) отведена отдельная экспозиция. Вот там их и можно увидеть. Это игрушки, которыми играл в детстве и последний русский царь Николай II, и его дети, и его предки (игрушки часто переходили по наследству).

Прежде всего, стоит сказать, что дети царей, как правило, играли обычными игрушками — теми, которые можно было купить в петербургских магазинах. Конечно, это были лучшие магазины, но всё-таки, обычные магазины.

Например, сохранились счета, которые оплачивала императрица Мария Федоровна, покупая своим детям игрушки. Так, 28 марта 1881 г. в «Игрушечном магазине Фохта» ею были куплены: карета (14 руб.), три куклы (по 5 руб.), кукла (4 руб.), картинка для складывания (5 руб.), игра «Зоологический сад» (15 руб.), разных кукольных украшений (2 руб. 50 коп.). Всего игрушек куплено на 60 руб. 50 коп.

Примечание. Надо сказать, что эта маленькая «история игрушек» имеет непосредственное отношение к «большой истории». Дело в том, что после того, как Александр II стал жертвой покушения, 27 марта 1881 г. семья нового императора Александра III переехала в Гатчинский дворец, где и начала обустраивать свои жилые комнаты, в том числе и детскую. Игрушек на новом месте, понятно, не оказалось. Поэтому их срочно купили 28 марта и привезли в Гатчинский дворец.

Но были у царевен и царевичей необычные игрушки, а, условно говоря, парадные (если вспомнить такой жанр портрета, как «парадный портрет»). Они представляли собою скорее дорогие и памятные подарки, чем собственно игрушки. Хотя формально да, они носили название игрушки или, если быть совсем точными, погремушки.

Например, сохранилась литография, на которой годовалый Николай II изображен с детской погремушкой в спальне Аничкового дворца. И это была именно парадная погремушка. Она вся была драгоценными камнями. Недаром её изготовили придворные ювелиры — по заказу еще Екатерины II. В качестве реликвии она передавалась каждому новорожденному наследнику престола. В 1869 г. ее подарила «милому Ники» бабушка – императрица Мария Александровна.

 

Ныне эта погремушка хранится в Алмазном фонде Московского Кремля.

В Музее игрушки можно воочию увидеть те игрушки, которые многие знают только по мемуарам. Ведь у наследников престола были товарищи по детским играм, их сверстники, и в мемуарах одного из них есть описание детской комнаты царских детей в Аничковом дворце (1870-е годы).

Вот что пишет этот мемуарист: «Игровая комната великих князей волшебная. Во-первых, по полу идет железная дорога, маленькая, но настоящая, с тремя классами вагонов, стоят полки солдат с киверами, с касками, казаки в шапках, а вот лошади с гривами, верблюды с горбами, а вот Петрушка, вот медведь, вот Иван-дурак в клетчатых брюках, барабан, ружья в козлах, трубка с кисточкой, гора песку».

Понятно, что во всяком музее на особом счету — самые старые экспонаты, которые вызывают особый интерес публики. Есть такой в Музее игрушки — это пример как раз той самой «наследственной» игрушки или игрушки многих поколей царский детей. Это уникальный конь-качалка, сделанный русскими мастерами по заказу Екатерины II для будущего царя Павла I. Его убранство выполнено с большой тщательностью – удобное, с глубоким выгибом кожаное седло, настоящие подковы, стремена, удила. И есть, конечно, потник из красного сукна, украшенный по обычаю того времени вензелем императрицы.

У всех прочих игрушек из царской фамилии есть одно общее: они не столько средство забавы, сколько средство обучения, развития и воспитания.

Так, девочки непременно получали в подарок кукол с фарфоровыми или мастичными головками английской, французской, немецкой, а иногда и русской работы – кукольное производство в России в это время еще только зарождалось. Эти были куклы, одетые как в костюмы народов России («Украинка», «Осетинка», «Татарка» и др), так в русские народные костюмы из разных губерний («Крестьянка Тульской губернии», «Крестьянка Московской губернии» и др.).

Были также такие куклы, как «Боярыня» и «Царица». Всё это давало детям наглядное представление о народах и сословиях Российской империи.

Кукла фирмы Simon & Halbig в осетинском костюме.
Кукла фирмы Simon & Halbig в осетинском костюме.
Кукла в украинском костюме.
Кукла в украинском костюме.
Кукла в русском народном костюме.
Кукла «Царица». Франция, 1880-е гг. Фарфор, стекло, ткань, мохер, парча, мех, галун. Высота 32 см.
Кукла «Царица». Франция, 1880-е гг. Фарфор, стекло, ткань, мохер, парча, мех, галун.
Высота 32 см.

Дочери русского императора имели большую  коллекцию кукол из англии, Франции, Германии и России, особенно любимы были немецкие фарфоровые куклы с закрывающимися глазами и с натуральными волосами.Одеты эти красавицы были в платья из батиста и атласа, а также украшены кружевами.

Мальчиков воспитывали совсем в ином духе. Их готовили к военной карьере и к управлению государством, потому и игрушки у мальчиков были совсем иные. Лошадки-качалки, луки и стрелы, каски и доспехи, винтовки, сабельки, солдатики, маленькие пушки, предметы для спортивных игр являлись наиболее распространенными.

Солдатики. Россия, начало ХХ века. Мастика, дерево, роспись. Пушка на лафете. Германия, начало ХХ века. Жесть, штамповка, окраска.
Солдатики. Россия, начало ХХ века. Мастика, дерево, роспись.
Пушка на лафете. Германия, начало ХХ века. Жесть, штамповка, окраска.
 Кукла в форме солдата лейб-гвардии Семёновского полка. Германия, 1910-е гг. Метал, стекло, ткань, кожа. Высота 65 см.
Кукла в форме солдата лейб-гвардии Семёновского полка.
Германия, 1910-е гг. Метал, стекло, ткань, кожа. Высота 65 см.

Царские дети получали игрушки-развлечения только в праздники. В остальное время у них были игры, как сейчас говорят, для саморазвития. Например, различные картонные наборы для изучения языков, географии, царских династий или даже «Историческое лото с портретами Государей Земли Русской».

 Настольная игра «Путешествие по России» 1885 год.
Настольная игра «Путешествие по России» 1885 год.

Там же можно видеть бумажный настольный детский   театр «Жизнь за царя». Четыре действия и пять картин оперы М. И. Глинки легли в основу настольного театра. В его составе 34 предмета из картона: сцена, кулисы, фигуры героев. Эта игра некогда собирала вокруг большого стола всех членов царской семьи, разыгрывавших сценки этого домашнего спектакля.

Декорации к спектаклю "Жизнь за царя".
Декорации к спектаклю «Жизнь за царя».

У цесаревича Алексея был театр Гиньоль. Кстати, «августейшее происхождение» семейного кукольного театра было раскрыто совершенно случайно лишь несколько лет назад. В настоящее время этот экспонат принадлежит Музею игрушки Театра кукол имени С. В. Образцова.

В музее также можно узнать, и раньше были очень популярны игрушки, подобные всякого рода конструкторами, а также такие, которые можно условно назвать «Сделай сам » или «своими руками». Так, у цесаревича Алексея был набор для тиснения по коже: кусочки кожи, которую можно вырезать по трафаретам, штампик, чтобы сделать её фактурной, подтонировать. А всё вместе позволяло изготовить кошелек или рамку для фотографии.

На один из праздников маленький Алексей получил в подарок конструктор в виде часов-ходиков. Он сам собирал их по схеме, приобретая навыки часовщика. В Музей игрушки  эти часы попали, уже будучи разобранными на детали, но когда часовщики их собрали, они пошли.

И, конечно, какой ребенок без своего любимого медвежонка?

Был такой и у царских детей и их родственников. Так, в Музее игрушки можно видеть медвежонка «Альфонсо», который принадлежал старшей дочери Александра III княжне Ксении Романовой.

А еще есть в Музее игрушки то, что вызовет восторг и у современных, казалось бы, во всем искушенных, детей — электрическая железная дорога. Да не простая, а со станциями и туннелями, с огромным паровозом.

         Электрическая железная дорога. Германия, начало ХХ века.
Металл, штамповка, окраска.

           Фишки-кораблики из настольной игры. Россия, начало ХХ века.
Металл, штамповка, окраска. Высота 3 см.

В царской семье заботились о физическом воспитании детей, что подтверждает сохранившийся до наших дней сундук с набором из 36 игр, среди которых бадминтон, кегли, соревновательная «игра в индейцев».

           Велосипед, на котором катался в детстве Николай II.