А.И. Лактионов, создал в Загорске целый ряд своих произведений, в том числе, одно из знаковых полотен XX в. — «Письмо с фронта».

Александр Иванович Лактионов (1910- 1972) –российский живописец, народный художник России. Родился в Ростове-на-Дону. Окончил Академию художеств в Санкт-Петербурге.

Прибыл в Загорск весной 1944 года после возвращения из Самарканда, где он вместе с академией художеств с февраля 1942 года находился в эвакуации. Решением правительства о переводе академии в Загорск было принято 21 ноября 1943 года. Студентам, преподавателям и членам их семей (в общей сложности более 500 человек) предоставляли помещение, в котором в годы войны (до 1943 года) размещался госпиталь (до войны эти помещения занимали Учительский институт, а прежде Московская Духовная Академия). Квартиры преподавателям предоставили в «Чертогах», там же разместилось общежитие студентов. Семье художника Лактионова предоставили комнату в северной стене Лавры. Жили тесно и бедно. Мастерской не было. Художник работал дома или на гульбище крепостной стены. Позже он писал: «Я с моей большой семьей жил в Троице-Сергиевой лавре. Там в стене кремля была когда-то бойница для пушек, а впоследствии устроена большая келья». Именно здесь в сводчатом помещении стены изобразил себя художник в кругу своей семьи (1945 г.).
Многие старожилы города сохранили воспоминания о тогдашнем быте художника в Загорске. Да и сам он вспоминал: «До получения заказа на картину «Письмо с фронта» и успеха её на выставке жить с семьей мне было довольно трудно… Я был одинок, у меня не было мастерской, жил с семьей в плохой квартире. И всё же, несмотря на эти трудности, я не падал духом, верил в искусство, беззаветно любил его и знал, что иду по верному пути».

Замысел очередной картины  пришёл во время прогулки по городу. Старожилы вспоминали, как однажды художник встретил в городе солдата с перевязанной рукой. На нем была потертая обгоревшая шинель, стоптанные сапоги. Солдат искал дом своего друга, чтобы передать семье письмо. Для картины выбрал простой сюжет, близкий и понятный каждому, пережившему войну. В дом пришла радость – письмо с фронта. Его читают в слух, в нем добрые вести и главная из них, что человек жив, что где-то там далеко на полях сражений он бьёт врага, мечтает остаться живым и вернуться в родной дом с победой.

Полотно «Письмо с фронта» Александр Иванович писал по утрам, в солнечную погоду[3] . Оживая, оно как бы озарилось светом грядущей победы. Через два года в 1947 году картина была закончена и отвезена художником в Москву. Она экспонировалась на Всесоюзной художественной выставке 1948 года и получила поистине всенародное признание. На выставке более половины отзывов было заполнено восторженными словами в адрес тогда ещё незнакомого автора художественного полотна. Такая оценка труда художника была наилучшей наградой. Академия художеств СССР на очередной сессии в 1949 году избрала Лактионова своим членом-корреспондентом. Он получил Сталинскую премию . Началось триумфальное шествие картины по стране. Ее хотели видеть повсюду, поэтому автору были заказаны копии картины, их пять – в разных музеях нашей страны и ближнего зарубежья. Одна из авторских копий хранится в Нью-Йорке, в Центральной галереи искусств.

Картина письмо с фронта по сей день занимает центральное место в зале Великой Отечественной войны в Третьяковской галерее на Крымском валу. У большого полотна размером 225 х 155, как и в 1948 году, толпится народ. Картина никого не оставляет равнодушным. О ней говорят и спорят, по долгу рассматривают каждую деталь, разгадывая секрет ее внутреннего солнечного сияния.
Художник Лактионов прошел в советском искусстве более чем сорокалетний путь. Его работы хранятся в Третьяковке, Русском музее и многих других музеях России и ближнего зарубежья. Среди многочисленных картин особое место занимают произведения написанные в загорский период жизни художника.