М.В. Нестеров бывал здесь, пожалуй, не меньше К.Ф. Юона. Глубокая религиозность и острота восприятия исторических сюжетов, умение как бы приблизить прошлое, материализовать его в зримых образах, позволили мастеру создать поистине великие произведения. И в этом художественном процессе Сергиевский посад, как арена многих значительных событий русской истории, был для него незаменимым. «Видение отроку Варфоломею», «Юность преподобного Сергия», «Труды преподобного Сергия», «Философы», «Под благовест», «Пустынник» — вот далеко не полный перечень полотен, замысел которых и эскизы к которым делались в посаде и его окрестностях. Останавливаясь в гостинице Черниговского скита или на Вифанке у «бабы Бизяихи», он слал в Москву родным письма, полные любви к этим местам, в которых, например, есть такие строки: «Вот я и снова под Москвой, у «Сергия». Наслаждаюсь воспоминаниями молодости, чуть не каждый куст и бугорок напоминает былое, невозвратную юность, молодое творчество. Сегодня видел оригинал ёлочки для «Пустынника», за восемнадцать лет она стала елью, кудрявой стройной. Правда за эти годы вырос и я, но не стал ни стройным, ни кудрявым, а обидно».

А потом, он вновь и вновь, как заколдованный, возвращался сюда. Существуют предания, что юного Варфоломея он писал с больной девочки, встреченной им в деревне Комякино, пейзаж для этого полотна — в Радонеже, а изображения о. Павла Флоренского и Булгакова для «Философов» — в саду дома на Дворянской улице. Именно в Посаде возник замысел ещё одного известного произведения М.В. Нестерова — «За приворотным зельем» и были сделаны его эскизы.