Во время войны приехала впервые в Загорск Т.А.Маврина и написала: «В 41-м году среди чудесной Загорской пестроты и красоты (несмотря на войну, ведь всё равно, на зло всему на свете башни стояли ярко-розовые, старинные храмы — умопомрачительно прекрасные)». А затем, из года в год возвращалась художница в наш город, чтобы запечатлеть мгновения его жизни в многочисленных ярких акварелях, гуашах, рисунках. Загорск занял в её искусстве особое место, он дал ей творческий импульс для самого пристального и любовного изучения русской архитектуры.

«Лаврские башни, увесистые, как у нас в Нижнем Новгороде, но больше изукрашены жгутами, полосами, окошками, с очень красивыми членениями, да еще такого розового цвета, как постный сахар или рябиновая пастила. Названия, как всегда, интересные: Луковая, Пивная, Уточья. Особенно я люблю Пятницкую. Она хорошо вбита в землю, как бочка, обмотана обручами и надежно держит весь пейзаж: с горы, или с площади, или снизу из оврага

Лавру видно со всех сторон одинаково инте¬ресно. Она как бы на острове среди моря домиков, иногда очень замысловатых, с фундаментами иконно-розового цвета, кирпичи в узор, и узор этот называется интересно: «бегунки», «поребрики». Чердаки красиво вырезаны на снежных крышах. Улицы по оврагам, заборы, огороды. Особенно я люблю разбегающиеся тропки и весь монастырь «вверх ногами» в тихом Келарском пруде. Какой-то ,,град Китеж» или «остров Буян». Невольно вспомнишь Пушкина и захочется поблагодарить царевну Лебедь. Может, она все это сделала, заколдовала.»[ Загорск. Рисунки и акварели Т.Мавриной / предисл. Э.И.Грабарь; ред. И.А.Бродский — Л.: Художник РСФСР, 1968. — С.70.,35]

Характерно также, что многие загорские акварели художницы стали для неё ещё и источником иллюстраций к сказкам. Так, например, образ города в «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина возник из акварели «Белые облака над Загорском» (1944 г.).

Привлекал Т.А. Маврину и хлопотливый Загорский быт. В этих графических листах город предстаёт живым, праздничным, реальным. Изображая старое и новое в облике города как единый цельный образ, она показывает, что красота старой русской архитектуры совершенно органично входит в повседневную жизнь.

                           

        

      

      

      

kk