Виртуозная ксилография В.А. Фаворского «Сергиев Посад» (1919 г.), отмеченная авторским отношением к городу, навсегда вошла в сокровищницу отечественной графики. В ней, одной из первых послереволюционных гравюр художника, «круто и упруго нарезанной, колокольня и древние купола, гордо парящие над взрытой землей, воспринимаются как образ старой России, двинувшейся на всех парусах в далёкое неведомое плавание». (Е.Б. Мурина). Недаром В.А. Фаворский, придавая такое большое значение архитектурному образу лавры, замечал, что «хорошая архитектура заменяет природу». «Мы оценили верность этого замечания, — писала его жена М.В. Фаворская, — прожили в стенах Сергиевского Кремля три с половиной года и не скучали по природе… Вся эта прекрасная старинная архитектура менялась от времени года, от часов дня или ночи, от освещения, от погоды…».