В Переславском музее-заповеднике есть небольшая картина «У  Черниговской» (1919-1920 гг.) Великолепное сочетание многокрасочной, отдающей в синеву зелени и кирпичных строений – невысокая стена, башенка. Это работа Аристарха Лентулова. Мы видим ту «цветодинамику», которую Лентулов провозгласил основным принципом своей работы.

Лентулов – художник необычайно яркий, праздничный, безудержно радостный, один из бубнововалетцев – объединения московских художников, полных молодого задора, дерзости, азарта. Петербургский художник Александр Бенуа писал, что в Москве самый воздух как-то пьянит, дразнит, подстегивает… Искусство там, может быть и грубое, и сырое, а иногда и прямо страшное, пугающее, но всегда интересное, захватывающее, волнующее и бодрящее». Эти слова полностью могут быть отнесены к Лентулову. Он, пожалуй, самый динамичный, самый увлекающийся из художников этого направления.
А в панно «Звон (Колокольня Ивана Великого)» (1915) звон такой силы, что раскачивает колокольню. Кажется,–  звуковые волны расходятся по холсту. «Это сквозь живопись прошла буря» – писал Велимир Хлебников. Добавим, что в 1909–1910 годах была создана композитором А.Н. Скрябиным симфоническая поэма «Прометей»,  где был осуществлен синтез цвета и звука. И в 1918-м Лентулов получил невероятно его увлекший заказ на оформление театральной сцены  для исполнения этого произведения.
Среди других членов объединения «Бубновый валет» Лентулов выделяется обилием картин, где участвуют храмы (участвуют – именно так хочется сказать). Он писал и Москву с ее «сорока сороками», и Иверскую часовню, и Иерусалимский монастырь, и еще много церквей. Может быть, это связано с тем, что родился он в семье священника, окончил духовное училище, поступил в семинарию… Верх взяла тяга к живописи. Но впечатления детства сказались.
И, конечно, он не мог не обратить взор на Троице-Сергиеву лавру. Только жаль, что приехал Лентулов к Троице поздно – видимо, впервые в 1919-м. Потом он бывал, даже  жил в Сергиевом Посаде вплоть до 1923 года, написал целую серию пейзажей. Он пишет Лавру. Но пишет ее, увиденную сквозь сухие деревья: «Пейзаж с сухими деревьями и башенкой (1920). «Пейзаж с сухими деревьями и высокими домами» (1920)…


1921 год. Лентулов сообщает в письме художнику А.В. Куприну: «Я работаю в Лавре всё, кроме Лавры». В Лавре – значит, в Посаде, вернее уже просто Сергиеве.

Вот его картина «Сергиев Посад» (1921). Нет сухих деревьев и высоких домов. Нет и Лавры. Только видна Пятницкая церковь на Подоле.

Год 1922-й. «Улица в Сергиевом Посаде». Вполне реалистичный пейзаж. И место узнаваемое: проспект Красной Армии, справа  так называемый 4-й  дом Советов, слева частично видна Старая лаврская гостиница. Между ними мелкие домишки. Телега, лошаденка, человек с клюкой, еще какие-то люди, столб с многочисленными электрическими изоляторами и в параллель ему изогнутый голый ствол липы.