ИСТОРИЯ СЕРГИЕВСКОЙ ИГРУШКИ

Вместо эпиграфа:
«…Можно сказать, что из всех европейцев, вероятно, одни лишь немцы и русские наделены подлинным гением игрушки».
Из работы «Русская игрушка» (1930)
известного немецкого культуролога
Вальтера Беньямина.

Впервые сергиевская игрушка упоминается в XVII веке.  Тогда она появляется в описаниях богомольных царских походов к Троице, во время которых жители окрестных слобод подносили царю и царице, наряду с калачами, орехами и ягодой — «игрушки и потехи». Это были дары для царских детей.

Перешедшие по Церковной реформе 1764 года в ведение специальной Коллегии экономии монастырские сёла и слободы Троице-Сергиевой лавры в 1782 году объявляются городом. Ремесла для жителей Сергиевского Посада становятся основным видом заработка. И главное из этих ремесел — всякого рода детские «потешки». Богомольцы, посещавшие лавру по обету или просить благополучного разрешения важных дел, стремились оставить память об этом событии, унося домой купленные в монастырской лавке иконки, детям же непременно покупались игрушки. «Географический лексикон» Миллера, имея в виду посадских жителей, писал: «Многие из них упражняются в рукоделиях, делают и продают разные крашенные и писанныя деревянныя вещи: ларчики, чашки, детския игрушки, и тому подобное».

Преобладающей формой производства на промысле были мелкие семейные мастерские. Зачастую производители кустарной продукции были и её продавцами. Жилище кустарей нередко служило и мастерской, и лавкой.

История сохранила имена мастеров Шкунова, Николая Бурдуньина и Петра Подмастерьева, занимавшихся производством «разного рода кукол», обучением посадских детей «раскрашиванию кукольного мастерства».

К концу XVIII века изготовление игрушек в Сергиевом посаде от кустарей стало переходить к владельцам мастерских. Первая половина XIX века – время больших мастерских. Содержали их крупные предприниматели. Они получали большие заказы из обеих столиц, имели торговые связи во многих городах. Игрушки отправляли на ярмарки: Киевскую (проходила с Крещения по март), на Нижегородскую (июль).
В памяти многих осталась мастерская Сафоновых, которая существовала до 1846 года, находилась на Нижней улице, вблизи Земской школы. Всё игрушечное производство Посада было сосредоточено в руках Александра Григорьевича Сафонова, после его смерти мастерская досталась трём его сыновьям: Сергею, Михаилу и Ивану. Хозяева в мастерской не работали, беспрестанно ездили в обе столицы и на ярмарки. Возвращались с новыми заказами и идеями.

Талантами и трудами «балбешников» было достигнуто высокое качественное совершенство игрушки. Полтораста специалистов по всем видам работ, трудились в большой двухэтажной мастерской на глазах у хозяина, домой мастера уходили только по воскресеньям.

На Сафоновых, помимо живших у них мастеров, работал «весь Посад» у себя на дому. Материалы для работы и всё необходимое для хозяйства получали у хозяина «на книжку», то есть в счёт будущей оплаты труда. К сороковым годам XIX века Сафоновы начали разоряться.

В 1864 году от Сафоновых главенство в игрушечном деле переходит к двум братьям Челпановым-Шипилиным, Фёдору и Степану Васильевичам. Братья хорошо понимали назначение игрушки, знали её «тайну». Чтобы не конкурировать, друг с другом, братья разделили производство: один стал заниматься резными крашеными игрушками, другой – лепными, осыпными и меховыми. В мастерской работало до сорока человек. Дело велось по старым традициям. Именно из их мастерской разошлись по Посаду настоящие мастера. Отсюда вышли лучшие резчики своего времени: Рыжов, Барченков, Тимохин.

После смерти братьев производство перешло к Николаю Степановичу Челпанову. Он продолжил традиции своего отца.

Подобных мастерских в посаде было несколько. Рост товарного значения игрушки привел к выделению наиболее ходовых видов, среди которых первое место заняли игрушечные кони.

В первой половине XIX века всё необходимое для создания законченной игрушки вырабатывалось в одной общей мастерской. Мастера всех специальностей, под одной крышей, могли видеть работу друг друга, тянулись друг за другом, вырабатывали общую концепцию.

Сохранившиеся от этого времени болвашки говорят сами за себя: они вырезаны с большим вдохновением, так же как и целый ряд игрушек, крайне интересных по содержанию, выражающих народный дух. Потом не родилось равных образцов, были лишь вариации.

К середине XIX века характер мастерских изменился. Специалисты различных отраслей стали работать отдельными небольшими группами.

Рыжовы вырезали игрушки из дерева. Ермаков открыл мастерскую, работавшую игрушки исключительно из папье-маше. Лепными куклами занимались Токаревы и Аверины.

К концу девятнадцатого столетия крупные мастерские пустеют, приходят в упадок и банкротятся. Причина — массовый выход на русский рынок продукции западных фабрик игрушек. Их изделия более качественны, а цена — та же, что и у мастерских, а то и ниже (что понятно при массовом производстве изделий).

В Сергиевом Посаде наступает время кустарей-одиночек, работавших на перекупщиков. А им были чужды заботы о качестве, о сохранении традиции: «Ничего, что плохо, было бы дёшево…» Вместо мастерских, полных творческих сил, следивших за требованиями жизни, умевших удовлетворить самого балованного покупателя, — узкие специалисты-ремесленники, обременённые нуждой и мелкими заботами, люди, морально униженные скупщиками. Беднеет содержание игрушек. Настоящий интерес к игрушке со стороны производителя потерян. Непрочно, небрежно, грубо. Богатого покупателя теперь привлекают игрушки западного производства, у Троицкого игрушечника покупают лишь бедняки.
Золотое время игрушки, казалось, ушло навсегда.

Но Московское губернское земство решило поддержать угасающий промысел. Помощь земства пришла в лице Торгово-промышленного музея кустарных изделий, открытого в Москве в 1885 году и являвшегося координирующим центром по работе с кустарями Московской губернии.

Для повышения качества игрушек, улучшения материального положения кустарей, Московское губернское земство, по примеру опыта создания художественно-промышленных школ в Западной Европе, открывает в 1891 году в   Сергиевском Посаде Учебную игрушечную мастерскую, а немного позднее и Художественно-столярную мастерскую с Рисовальным классом при них.  Мастерскими заведовали энергичный земский деятель В.И. Боруцкий и художник В.И. Соколов.

С земскими мастерскими сотрудничало около 250 кустарей Сергиевского Посада и близлежащих деревень. Постоянно в каждой из них работало 15-17 мастеров-инструкторов и обучалось 10 учеников. Учебная программа была рассчитана на 4 года. Выпускники получали серьёзную профессиональную подготовку, позволявшую мастерским постоянно обновлять и улучшать ассортимент изделий, быстро реагировать на изменение конъюнктуры рынка.

Благодаря стараниям земства в городе зародились новые промыслы: производство матрёшек и кукол в историко-этнографических костюмах. Изделия мастерских в дальнейшем легли в основу ассортимента «игрушечных» артелей и фабрик города.

С целью экономической помощи земство участвует в организации нескольких артелей и мастерских: игрушечников-лепщиков из 20 человек, «Одевальщиц кукол» и других. Однако, несмотря на все усилия, земству не удалось разрешить острых проблем выхода художественных промыслов из экономического кризиса.

В 1913 году земские мастерские передают хозяйственную деятельность и весь ассортимент изделий в ведение организовавшейся «Кустарно — промышленной артели игрушечников», в которую входило 185 человек – большая часть квалифицированных кустарей города. Дела артели шли достаточно успешно, о чём свидетельствует опубликованный ею иллюстрированный каталог, в котором значится 2644 наименования выпускаемых предметов.

В трудные годы революции ввоз в Россию заграничной игрушки прекратился, что дало возможность кустарям увеличить выработку простых и дешёвых игрушек.

В 1929 году на базе артелей города была создана единая «Сергиевская кустарно-промышленная артель», позже артель получила название «Загорской», а через некоторое время к её названию добавилось: «имени Рабоче — Крестьянской Красной Армии». Темы игрушек значительно расширились, появились композиции на атеистические и революционные темы. Основным создателем образцов оставался В.И. Соколов, ставший инструктором экспертного отдела артели.

Один из самых ярких этапов в истории «игрушечных» производств города связан с 1930 –ми годами. Постановление правительства 1928 года о быстром экономическом развитии промкооперации закрепило за ней право называться «второй промышленностью Советского Союза». Расширение экспорта промысловых изделий государству обеспечивало увеличение импорта оборудования и сырья. Артель тогда отправляла на экспорт 15-20% всей продукции.

В первые послевоенные годы, в связи с возросшим спросом на детские товары, в Загорске было создано ещё одно художественно — традиционное объединение – фабрика «Деревянная игрушка», открытая в 1947 году. Её главной задачей являлось объединение мастеров-«надомников» из семей потомственных игрушечников, сохранивших уникальный опыт, навыки мастерства. Токари приходили целыми династиями. Первое время на фабрике выпускались только простые школьные пеналы, но затем было налажено производство традиционного ассортимента игрушек из дерева, папье-маше и ткани. Наибольшей популярностью у детей пользовались простые токарные игрушки, куклы-пупсы, лепные кони разных пород, игрушки с простейшим движением и музыкальным сопровождением.

В 1959 году в связи с внедрением технологии прессования из аминопласта спортивного домино фабрика была переименована в «Фабрику игрушек и культтоваров». В 1960 году Артель им. РККА также стала предприятием фабричного образца – «Загорская фабрика игрушек № 1», на которой работало около 700 человек. Ассортимент продукции включал 95 наименований изделий: куклы, мягкие игрушки, деревянные игрушки.

Фабрика выполняла большие экспортные заказы по изготовлению образцов промысловых матрёшек, отмеченных золотыми медалями на Всемирных выставках в Брюсселе и Монреале.

В 1990 году Загорская фабрика игрушек № 1 была переименована в фабрику «Художественных изделий и игрушек», а немного позднее преобразована в ЗАО «Художественные изделия и игрушки». В связи с изменившейся экономической ситуацией в стране, она переживала тяжелые времена. Благодаря усилиям работников фабрики, отмечается качественное развитие предприятия как художественно-традиционного. В 2000 году на Российской промышленно-художественной выставке «Народный костюм 2000» ее работы были отмечены в различных номинациях конкурса «Кукла в народном костюме» главными призовыми местами.

В 1991 году «Фабрика игрушек и культтоваров» также была преобразована в ЗАО «АОФИС», и его продукция в 1995 году отнесена к изделиям народно-художественных промыслов. Молодые сотрудники, работавшие в то время на фабрике, делали всё для развития производства, они занимали призовые места на ярмарках и конкурсах. Фабрика игрушек и сувениров специализировалась на производстве игрушек из пластмасс для детей дошкольного возраста. Ассортимент продукции был разнообразен: транспортная игрушка – самосвал, самолёт, вертолёт, катер; настольные игры и др.

В 1995 году было организованно производственно-культурное предприятие «Сергиевская игрушка», а в 2002 году оно преобразовано в ЗАО «Сергиево-Посадская игрушка». В него вошли известные мастера, ранее работавшие в прикладном цехе Сергиево-Посадского отделения Союза художников России. Многие из них происходят из семей потомственных кустарей или прошли ученичество у признанных посадских мастеров. Художественным консультантом производства на протяжении всех лет его существования является Галина Львовна Дайн – крупный специалист, автор нескольких монографических изданий в области изучения и популяризации русской народной игрушки. Мастера предприятия отдают предпочтение традиционным матрёшкам, пасхальным и рождественским изделиям.

Сергиевская «китайская мелочь»