«Я ни разу в своей жизни не встречал человека, который бы обладал такой бездной вкуса, такой неисчерпаемой творческой инициативой и доскональным знанием ремесел»

Серов В.А.

 

Лосева Евдокия Ивановна (Россия, 1880-1936) «Портрет Н.Д.Бартрама (1873-1931)» 1920-е

Бартрам Николай Дмитриевич (24 августа 1873 ―13 июля 1931) — искусствовед, музейный деятель, коллекционер.

Родился в деревне Семёновка Льговского уезда Курской губернии, в усадьбе, построенной еще его дедом, в яркой, неординарной семье.

Дед Николая Дмитриевича – Эрнест Бартрам приехал в Россию из Шотландии и, поступив на военную службу, дослужился до полковника. По выходе в отставку приобрел деревеньки в Льговском уезде Курской губернии Семеновку и Анастасьевку. Его жена умерла рано, в 27 лет, и надгробный памятник из черного мрамора до сих пор стоит у стены Успенской церкви села Нижние Деревеньки.

С 1918 г. в имении Бартрамов и до недавнего времени размещалась сельская школа. Может быть, потому все здесь и сохранилось почти в прежнем виде: дом со старой планировкой, изразцовыми печами, дверьми с резными вставками и старинными наборными полами с половицами в полметра шириной.

Отец Николая —  профессиональный художник Дмитрий Эрнестович Бартрам (закончил Императорскую академию художеств как художник-акварелист).

Мать — льговская дворянка Анастасия Михайловна Кусаковой, мать которой была из рода декабриста  Н.В. Басаргина.

Ее брат Лев (дядя Николая), имение которого «Береза», находившееся рядом с бартрамовским, где ребенком любил бывать Николай Бартрам, был талантливым художником-самоучкой, знатоком и любителем искусства

Что за фамилия?

Род Бартрамов происходил из Шотландии, а после завоевания ее Англией, как и многие другие свободолюбивые шотландцы, покинул страну и переселился в Швецию. Они жили в Выборге, который, как и вся Финляндия, принадлежал в то время  этой стране.

А Бартрам в переводе со старошотландского означает «черный ворон».

Понятно, что он не мог не оказать влияние на своего сына. Помимо прочего, отец обожал много делать своими руками —  скамеечки, ящики и шкатулки, переплеты для альбомов и, конечно, игрушки для своего ребенка. Понятно, что мальчик часами пропадал в кабинете-мастерской отца.

Как вспоминала дочь Н. Бартрама Анастасия Изергина, «сделавшись постарше, он помогал отцу в его работах: резал, точил, строгал, постепенно постигая всю технику столярного дела. Запах дерева, казалось ему, впитался в него, и любовь к нему его никогда не оставляла».

В 16 лет Бартрам поступил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1889—1991) , где учился у В. И. Бакшеева и И. А. Мартынова, но из-за слабого здоровья вернулся домой.

Столярная мастерская в Семеновке

В 1893 г. он открыл в своей родовой усадьбе  Семеновка Семеновскую учебно-столярную мастерскую, которой руководил 10 лет (1893 — 1903).

Здесь обучались подростки из окрестных деревень – на сегодня известны имена 14 учеников Бартрама. Там же работали приглашенные народные мастера-наставники.

Мастерская продолжала свое существование более 20 лет и выпускала предметы мебели, игрушки, иконостасы,  украшая все это резьбой по дереву. Так, из больших работ мастерской известны иконостасы Николаевской церкви во Льгове, Успенской церкви с. Нижние Деревеньки, Воскресенской ц. с. Дурово-Бобрик, Никольской ц. с. Износково (все в Курской обл.). Выполненные в Семеновской мастерской, они являются яркими подлинными произведениями русского стиля.

К сожалению, в музеях России наследие мастерской почти не увидишь – в музейных собраниях сохранились лишь считанные единицы предметов, выполненных в Семеновке.

Однако есть все предпосылки для того, чтобы поставить Семеновскую учебную мастерскую в один ряд с  известными в России художественными центрами: Абрамцево и Талашкино.

Примечание.

Помогло работе и местная администрация.

В ноябре 1902 г. новым губернатором Курской губернии был назначен Николай Николаевич Гордеев. Считается, что Курску с ним повезло. Он предложил организовать временную комиссию для устройства местной историко-археологической выставки из тех предметов, которые были собраны для музейной коллекции.

Вскоре появилась археологическая, церковная, архивная, этнографическая, кустарная комиссии, временная комиссия по составлению жизнеописания преподобного Серафима Саровского – чудотворца.

Губернатор всячески поддерживал деятельность иконописной школы в слободе Борисовка, мастерской резных художественных изделий в деревне Семеновка Льговского уезда, а также уделял большое  внимание развитию разнообразных кустарных промыслов Курской губернии. Тесные дружеские отношения связывали его с Н.Д. Бартрамом, плодом которых стало поддержание губернским руководством деятельности мастерской.

В 1900—1903 гг. Бартрам неоднократно ездил в Европу — был во Франци, Германии, Швейцарии. Побывав почти во всех игрушечных мастерских, привезя в Россию чемоданы кукол, солдатиков, игрушечных животных.

 

В начале 1900-х иллюстрировал детские книги, рисовал для детских и юмористических журналов «Светлячок», «Шут» и др. Автор рисунков и эскизов различных изделий из дерева и игрушек. Исполнил иллюстрации к книгам «Сказка про славного царя Гороха и его прекрасных дочерей» Д. Н. Мамина-Сибиряка (1918) и «Сказка про царя Салтана» А. С. Пушкина (1923).

Этой мастерской Бартрам руководил 10 лет до 1903 года, времени своего переезда в Москву.

 

Но и после отъезда Бартрама в Москву мастерская продолжала существовать. Её изделия продавалась и в Москве, и в Киеве, она имела постоянные заказы, широкий круг покупателей. И всё-таки Бартрам очень переживал за своё детище, которое оставалось теперь без его догляда.

Видимо, этим отчасти объясняется и такое его решения. На крестьянском сходе он предлагает семеновским крестьянам забрать его землю бесплатно. Взамен он просит только одно – сохранить устроенную им мастерскую, а в его усадебном доме устроить сельскую школу. А сам он обязался помогать по мер сил и мастерской, и школе, и селянам.

Предложение было заманчивое, но мужики «засумливались», боясь непредвиденных последствия от «начальства» из-за такой дармовщинки. Поэтому было решено: он землю у «барина» всё-таки купят по отрезкам, хотя и за символическую плату.

Так дело было улажено, Бартрам спокойно уехал в Москву уже навсегда.

 

Мастерская продолжила работу, которой теперь руководил лучший бартрамовский ученик Константин Деменков. И рководил очень успешно. Столярные изделия с резьбой и росписью по эскизам Бартрама — игрушки, ларцы, мебель – экспонировались и продавались в Московском отделе Исторической выставки предметов искусства (СПб., 1903), на Курской кустарной выставке (1904).

В Семеновку постоянно приходили похвальные грамоты, дипломы, золотые и серебряные медали. Только Деменков имел их более 15.

 

Школа также была устроена, и, видимо, поэтому бартрамовское имение во многом сохранилось до нашего времени – и старая планировка дома, и его изразцовые печи, и двери с резными вставками, и старинные наборные полы с половицами в полметра шириной.

 

Так, уже в Москве 30 июня 1904 года уже в Москве Бартрама находит «Почетный отзыв Курского губернского земства», который был присужден ему «постановлением экспертной комиссии, утвержденным распорядительным Комитетом Курской Кустарной выставки 10-17 мая 1904 г., за сработанные кустарями под его руководством художественные деревянные вещи в древнерусском стиле» (Хранится в собрании ХПМИ РАО).

Вспоминает дочь Константина Деменкова Анна:

«Моей ровесницей была дочь Николая Дмитриевича Анастасия, но все звали её Стана. Мы с деревенскими девочками устраивали в саду вокруг дома игры, качались на огромных качелях, сделанных для нас. Часто нас звал в кабинет отец Станы. Угощал конфетами, шутил и смеялся вместе с нами. Или даст нам новые игрушки, принесенные из мастерской, сядет в сторонке и тихо наблюдает, во что мы играем, а на что не обращаем внимания».

 

Воспоминания о нем учеников Семеновской мастерской были специально собраны и переданы потом в Льговский краеведческий музей.

 

Стал изучать историю русской игрушки, что привело его к знакомству с трудами историка И. Е. Забелина и этнографа В. Н. Харузиной, а затем и с ними самими. А впервые этого историка Н.Бартрам уведел, когда вместе с отцом посетил Исторический музей, где тот работал художником-оформителем.

«У Забелина он понял и полюбил труд и искусство, вложенное в народные деревянные изделия, понял их мудрую простоту, декоративность в решении форм и традиционного выполнения». «Под влиянием его огромного авторитета, он увлекся народным искусством как искусством производственным, идущим от самой жизни» (А.Н. Изергина).

Первым браком Н.Д. Бартрам был женат на своей землячке Марии Анненковой, дочери курских  помещиков в селе Дурово-Бобрик.

Эта был союз единомышленников — жена во всем поддерживала начинания мужа. «Мама была первой исполнительницей во всех папиных начинаниях», – пишет А.Н. Изергина. «Под руководством отца и по его рисункам создавала своеобразные вышивки-панно», ткала гобелены по его рисункам, узорчатые пояски, вышивала, делала аппликации. Собирала сведения по окраске растительными красителями шерсти и т.д.

 

Становится понятным, почему в 1907 г. Министерство финансов присуждает Н.Д. Бартраму на Международной художественно-декоративной выставке в Санкт-Петербурге бронзовую медаль «за высокохудожественные вышивки и осмысленно придуманные игрушки-сказки» (Хранится в собрании ХПМИ РАО).

В Курской губернии молодой Н.Д. Бартрам начал свою собирательскую и исследовательскую работу в области народного искусства. По селам и деревням уезда он собрал богатую коллекцию старинной одежды, головных уборов, вышивок, предметов быта.

 

Примечание.

Особый интерес у него вызвали вещи из старообрядческих деревень. Поскольку там считалось грехом носить фабричную одежду, то домашнее ткачество там было развитто как нигде. Особо он отмечал изделмя из села Борисовка, говоря, что они «так хороши, что скупщики продают их далеко на севере, на западе добрались до Австрии, а на юге до Закавказья».

 

Коллекцию головных уборов Бартрам позднее передал  Археологической комиссии Курской губернии и ныне это собрание хранится в Курском областном краеведческом музее.

 

Здесь, в Курске, Н.Д. Бартрам начинает участвовать в деятельности губернской Ученой архивной комиссии, изучает быт кустарей, прилагает усилия к сохранению иконописной традиции в слободе Борисовка.

 

В 1900—1903 гг. Бартрам неоднократно ездил в Европу — был во Франци, Германии, Швейцарии. Побывав почти во всех игрушечных мастерских, привезя в Россию чемоданы кукол, солдатиков, игрушечных животных.

 

В начале 1900-х иллюстрировал детские книги, рисовал для детских и юмористических журналов «Светлячок», «Шут» и др. Автор рисунков и эскизов различных изделий из дерева и игрушек. Исполнил иллюстрации к книгам «Сказка про славного царя Гороха и его прекрасных дочерей» Д. Н. Мамина-Сибиряка (1918) и «Сказка про царя Салтана» А. С. Пушкина (1923).

С 1904 года Бартрам художник Московского губернского земства, живет   семьей на Арбате. И в том же году он выпускает в свет брошюру «Маленькое дело маленьких людей» со своими рисунками к ней. В ней художник рассказывает о своей Семеновской мастерской и осмысливает весь накопленный там опыт.

 

Вскоре его назначают заведующим (1904-1917) художественным отделом Кустарного музея (ныне Музей народного искусства).

На этот пост его пригласил известный промышленник и меценат Сергей Тимофеевич Морозов, который был тогда попечителем этого музея.

Примечание.

Через С.Т. Морозова Н.Д. Бартраму удавалось устраивать талантливых художников в Художественные мастерские МГЗ и в сам Кустарный музей, что положительно сказалось не только на их судьбах, но и на судьбе российской культуры. Это такие имена, как художник Вл. И. Соколов, И.И. Овешко, А.Я. Чушкина, В.И. Боруцкий и др.

 

Бартрам преподавал в Учебных мастерских кустарного дела Московского губернского земства (1907 — 1916).

 

Революция не обходит его стороной, как и других деятелей искусства, тем паче «народников» — тех, кто связан с народным искусством. В квартире Бартрама организуется столовая для рабочих. Одновременно Николай Бартрам , вместе с женой М. Горького Е.П. Пешковой увлекается создание воскресных школ.

 

Кстати, потом эта столовая по-хорошему откликнется Бартраму – в ноябре 1917 года. Как вспоминала дочь художника, тогда в один из этих дней он не вернулся с работы в обычное время. «Ждать больше не было сил, вышли на улицу, постояли в подъезде и вдруг видим, идет вдали посередине дороги отец. Кинулись к нему. А он смеется, рассказывает, как задержал его солдатский патруль, хотели арестовать. Вдруг красноармеец спрашивает: «Не помните, мол, меня? Шуригин я, в 1905 году в вашей столовой питался». «Всякое добро добром откликается, — закончил отец».

 

1905 год – год первой русской революции — отразился по-своему и на творчестве художника. Он тогда создал набор игрушек под названием «Война грибов» (на тему известной тогда сказки). Там под видом грибов разной породы были выведены представители разных общественных классов России. Намек был столь очевиден, что этот набор был запрещен.

 

 

В 1916 году Н. Д. Бартрам был основателем и председателем председателем Союза работников декоративного искусства и художественной промышленности (1916—1920),

Им организована при музее мастерская игрушек, где изготавливали кукол с фарфоровыми головками в русских народных костюмах.

 

В 1907 году организовал Музея образцов при этом Кустарном музее в Москве.
Известный искусствовед Александр Бенуа писал в журнале «Аполлон»: «Теперь в Москве затеяли спасти производство народных игрушек, ибо, действительно, оно падает, вымирает, теснимое фабричной дешевкой… Бартрам, стоящий во главе этого дела, такой прелестный фанатик идеи, такой труженик, такой знаток, такой художник, ему уже удалось столько сделать, что я не могу не желать ему и дальнейших успехов».

 

Примечание.

Создавшееся положение приводит к тому, что гегемоном на русском игрушечном рынке начала 20 в. становится Германия. Частные мастерские и фабрики, работавшие по немецким образцам, не могли конкурировать  с дешевизной и роскошью немецкой игрушки.

С ростом фабричной промышленности спрос на кустарную игрушку все время падает.  Следствием этого становилось снижение качества игрушек, которых пытались делать все больше и больше, чтобы их количеством компенсировать падение цен.
Мастера стараются приспособиться к спросу городского потребителя, а потому копируют иностранную игрушку, иногда доходя до самоуничижения – снабжая упаковочные коробки немецкими надписями. От многочисленных классических сергиевских и богородских игрушек остается совсем немногое. Большие и сложные композиции: стада, ковчеги, лавры и т. д. – появляются крайне редко.

И вот в этот исторический момент, по инициативе Московского губернского земства, стремившегося продлить существование народного творчества, начинают создаваться специальные учебно-показательные школы и мастерские.

 

Так была открыта мастерская и в Сергиевском посаде – одном из важнейших центров игрушечной промышленности России – «русском Нюрнберге», как назвал его несколько позже один из московских журналистов.

Художественную работу мастерской также возглавил Н.Д. Бартрам. Помимо организации сбыта, снабжения сырьем и предоставления заказов резчикам, токарям и лепщикам, мастерская преследовала задачу расширения и обновления существующего ассортимента игрушек. С этой целью земство привлекло на работу художников, скульпторов, опытных инструкторов, организовало специальные поездки за границу для изучения постановки игрушечной промышленности на Западе. Обучением в мастерской, регулярными консультациями, снабжением кустарей рисунками художников и готовыми образцами мастерские должны были способствовать как улучшению качества игрушек сергиевской и богородской игрушки, так и расширению существующего ассортимента.
Такой расширенный ассортимент уже можно было увидеть на организованной (1908) Н. Бартрамом выставке «Игрушки прошлого и настоящего».

там были изделия для разной аудитории.

Для тех, кто побогаче — дорогие уникальные игрушки, рассчитанные на утонченный спрос буржуазного потребителя. Таковы, например, первые экземпляры матрешек, сплошь украшенные миниатюрной росписью и выжиганием,  наборы этнографического характера и композиции на сюжеты русских сказок, выполненные по рисункам самого Н.Д. Бартрама и его коллег.

Для иностранцев — русская экзотика: серия кукол в костюмах разных губерний России, одетых кустарихами-одевальщицами Сергиевского посада в шелковые, бархатные, парчовые, льняные наряды, отделанные золотым и серебряным позументом, бисером, стеклярусом, мехом.

 

Для широкой публики — массовая игрушка, недорогая, но по немецким образцам. Это были и лепные игрушки из папье-маше и мастики (по образцу немецких бронзовых и фарфоровых статуэток), и мягкая игрушка (по немецким же образцам).
Были и развивающие игры: деревянные токарные, резные и столярные игрушки, объединенные в комплексы и тематические наборы. Были комплекты и в виде уникальных изделий, и в виде продукции «широкого потребления».

 

Бертрам первый в России подал идею архитектурной игрушки.

Сделав архитектурные обмеры исторических объектов, он создал игрушки «Красные ворота», «Сторожевая башня», «Сухарева башня», «Люди XIX века», композиции «Городок XVII века», «Уголок старой Москвы».

 

Н. Д. Бартрам был основателем и председателем председателем Союза работников декоративного искусства и художественной промышленности (1916—1920).

 

Примечание

На этом земском поприще Бартрам снискал уважение многих мастеров народного искусства России и художников, с которыми ему приходилось работать.

В  архиве ХПМИ РАО сохранился адрес, датированный 30 сентября 1917 г., подписанный почти пятьюдесятью сотрудниками музея, отметивший уход Н.Д. Бартрама от дел в Кустарном музее.

Там есть такие слова: «С чувством глубокого сожаления узнали мы о том, что в виду пошатнувшегося здоровья Вы покидаете наши ряды. Мы не будем давать в этих прощальных строках оценки Вашей деятельности, которою лучше и полнее нас сумеет произвести летопись Кустарного Музея, но считаем своим долгом отметить, что за все время совместного с Вами служения мы всегда находили в Вашем лице доброго товарища и хорошего отзывчивого человека. Сегодня, в день прощания с Вами, примите, дорогой Николай Дмитриевич, этот небольшой подарок на добрую о нас память и в знак того, что товарищеская связь нас с Вами не порвется и с Вашим уходом, а также и искреннее наше пожелание о скорейшем восстановлении Вашего здоровья».

 

Тогда же у него рождается идея создания музея игрушки.

Его дочь Анастасия Николаевна Изергина вспоминала: «Знаешь, ― говорил он, ― ведь каждая игрушка ― это зеркало жизни человеческой… Если все имеющиеся у меня игрушки систематизировать, можно даже из них создать экспозицию небольшого Музея игрушки. Вот будет здорово! Будут приходить детишки, можно будет вести за ними наблюдения, поставить научную работу!

Фактически музей уже был — непосредственно в квартире художника.

Так, вспоминая их московскую квартиру, дочь Бартрама Анастасия там описывает это квартирное собрание:»Деревянная, неполированная, с геометрической резьбой мебель из семеновской мастерской, тахта, обшитая домотканным сукном, на ней подушки из набойки и китайки; на стенах лубки: «Бабелина — героиня Греции», «Как мыши кота хоронили», «Лестница жизни» и др.; висячие витрина и шкаф с игрушками: сергиевскими, богородскими, вятскими, городецкими, немецкими, японскими и многими другими. Они притягивали нас, детей, как все необычное, сказочное. На резной висящей полке стоял большой поливной зелено-синий кувшин из Скопина, необычной формы, с носом не то птицы, не то зверя».

 

Примечание.

По поводу «Бабелины».

Сейчас многие наверное вспомнили Гоголя, его «мертвые души», сцену визита Чичикова к Собакевичу.

«Садясь, Чичиков взглянул на стены и на висевшие на них картины. На картинах все были молодцы, все греческие полководцы, гравированные во весь рост: Маврокордато в красных панталонах и мундире, с очками на носу, Миаули, Канами. Все эти герои были с такими толстыми ляжками и неслыханными усами, что дрожь проходила по телу. Между крепкими греками, неизвестно каким образом и для чего, поместился Багратион, тощий, худенький, с маленькими знаменами и пушками внизу и в самых узеньких рамках. Потом опять следовала героиня греческая Бобелина, которой одна нога казалась больше всего туловища тех щеголей, которые наполняют нынешние гостиные».

Ласкари́на Бубули́на (греч. Λασκαρίνα Μπουμπουλίνα, 1771 — 1825) — героиня греческой революции 1821 года, флотоводец, …адмирал российского флота (указом императора Александра I). Была очень популярна как героиня дешевых раскрашенных картинок»для народа», иначе, лубков.

Собрание игрушек и других предметов детского обихода пока не имеет формального статуса музей, но де-факто работает как музей. И адрес его – четырехкомнатная квартирак Бартрама на Зубовском бульваре – дом 15, квартира 13.

Помимо игрушек, Бартрам собрал большую коллекцию детских портретов XVIII—XIX вв.

 

Советское время

 

Всё пришло в двиение, исполнение надежд на давние проекты.

Бартрам добивается организации профессионального союза работников прикладных и декоративных искусств. Вс этот союз входили хужожники, мастера, музейные деятели, учащиеся профессиональных училищ. Порофсоюз был создан, и 27 апреля 1918 года Бартрам единогласно избирается Бартрам.

Цель союза – развитие прикладного и декоративного исеусства и внедрению его в промышленность.

Одновременно Бартрам выдвигается в комиссию по делам музеев Народного Комиссариата просвещения, где он работает в контакте с Н. Круаской и А. Луначарским.

Одновременно он трудится и по многим иным направлениям, везде успевая оставить свой след – при  его участии создаются новые музеи  (музей-квартира Л.Н. Толстого, музей мебели, музей фарфора, и, конечно, и прежде всего его заветный музей игрушки.

 

 

Зимой 1918 года его коллекция переезжает. Бартрам и его друзья, мастера-игрушечники Чушкин и Овешков погрузили на сани огромные зеркальные витрины и доставили их к новому месту их обитания.

Этим местом стал одноэтажный с мезонином особнячок (сейчас на его месте — 17-этажный панельный жилой дом), расположенный на Смоленском бульваре (дом № 8).

Это был, по сути, «внутрисемейный» переезд, поскольку принадлежал этот дом Лосевой Евдокии Ивановне (1880-1936), второй жене художника. Её Бартрам знал давно, с 1905 года, благодаря и общим друзьям-художникам, и совместной работе по земским проектам. В 1912 году она, имея на руках троих детей, овдовела и унаследовала от мужа этот особняк.

Теперь коллекция Бартрама, размещенная в отдельно стоящем здании, на 200 квадратных метрах (из общих 250) вполне могла претендовать на официальный статус музея. В том же, в 1918 году, было объявлено о создании Государственного музей игрушки. Что интересно: основан он был как отдел Государственной Оружейной палаты

Так бартрамовское собрание стал первым в истории Европы музеем игрушки.

 

Примечание.

Первым мужем Лосевой (в девичестве Чижовой) был Лосев Михаил Лукич, крупнейший химик-технолог, управляющий несколькими российскими текстильными мануфактурами, почётный гражданин Москвы, член Государственного Совета, владелец имения в Московской губернии и дома в Москве.

 

А саму Евдокию Лосева, кстати, можно увидеть воочию и сейчас — в Третьяковке.

Там висит её портрет работы Валентина Серова, писанный им в 1903 году – видимо, по заказу еще здравствовавшего тогда её мужа.

 

Серов Валентин Александрович «Портрет Евдокии Ивановны Лосевой» (1903 год). Этот портрет приобретен Государственной Третьяковской галереей в 1946 году у дочери Евдокии Ивановны – Марины.

Кстати же, в Сети есть любопытный отзыв и о портрете, и о модели. Его оставила дальняя родственница Лосевой: «Хочется немного дописать о Душе (ударение на первом слоге) Лосевой. Она двоюродная сестра моей бабушки. Я слышала о ней с моих детских лет. Их дед суконщик П.Д. Каверин. Сохранились ее фотографии. Бабушка говорила, что на портрете Серов сделал ее слишком «femme fatal». На самом деле была она гораздо милее и проще внешне и безусловно очень одаренной женщиной.

А Евдокия была и «одаренной женщиной» — и художницей (брала уроки живописи у того же Серова), и очень деятельной помощницей Бартрама. Была также как и Бартрам коллекционером – собирала живопись, и часть своего собрания позже, в 1920-е годы, передала в Государственный Русский музей.

Также, как и Бартрам, была организатором и сотрудником Музея игрушек – проводила экскурсии с иностранными посетителями музей, гоовила путеводитель по музею, вела рутинную работу, до котрой у её мужа просто не доходили руки.

И ей же мы обязаны живописным портретом Бартрама – он такой один. Всё остальное – фотографии. Портрет был написан ею в 1920-х годах.

Теперь коллекция Бартрама стала – в силу известных событий — активно пополняться игрушками, конфискованными из игрушечных магазинов, привезенными из царских дворцов, дворянских и купеческих особняков, из фондов упраздненных общественных организаций, а также теми старинными реликвиями, что хранились прежде  в семьях. «Игрушки буквально ломились в дверь музея», — пишет в своих воспоминаниях дочь Бартрама А. Н. Изергина.

От этого начального этапа биографии музея сохранилась первая афиша, выполненная для музея известным художником И. С. Ефимовым. Фраза, написанная на ней «Дети, идите в свой музей!» навсегда осталась девизом.

 

Примечание.

7 мая 1918 года был объявлен конкурс на лучший проект формы для обмундирования формируемой рабоче-крестьянской Красной Армии. Председателем комиссии был назначен Н.Д.Бартрам. Он и предложил в основу головного убора красноармейца взять форму традиционного русского богатырского шлема. Поначалу этот головной убор носил название «богатырка». Первую партию в количестве 4 тысяч надели красноармейцы Иваново-Вознесенска. А когда в новую форму облачили всю Красную армию, и в первую очередь конницу, она получила народное название «буденовка».

 

В 1920 году Бартрам становится действительным членом Академии художеств.

С 1920 года Бартрам работает деканом факультета художественной игрушки в Московском техникуме кустарной промышленности — первом в мире учебном заведении, специализирующемся на изготовлении детских игрушек. Бартрам сам, лично разработал и программу, и методику преподавания.

В программе были:

 

— история игрушки

— скульптура,

— роспись,

— формовка из папье-маше,

— Игрушки резные,

— игрушки из ткани.

 

Бартрам учил студентов: «Вы должны себе ясно представлять для какого возраста предназначена игрушка, она должна подойти внутреннему миру, психике ребенка и по форме, и по цвету, и по содержанию».

 

В  1922 году Московский техникум кустарной промышленности организовал при музее отдел художественной игрушки.

 

В 1924 году Музею игрушки отдали особняк Хрущевых-Селезневых (сейчас там Государственный А. С. Пушкина – ул. Пречистенка, 12/2).

 

Здание усадьбы Хрущевых-Селезневых на Пречистенке (фото 1926 года)

 

В 1925 году Бартрам как автор получил две золотые медали Международной выставки декоративных искусств и современной художественной промышленности в Париже (1925) за экспонаты по классу IX «Роспись» и по классу XVI «Игры и игрушки».

В 1929 году открылась производственная мастерская, которой до конца руководил Бартрам. Здесь по эскизам художников создавались игрушки, которые продавались здесь же в музейном киоске.

Превосходная коллекция, занимательная экспозиция, новаторские приёмы работы с детьми — всё это послужило причиной неслыханной популярности музея. По свидетельству современников, музей уступал по посещаемости лишь Третьяковской галерее. Директором по-прежнему оставался Н. Бартрам.

 

В 1929 году Николай Дмитриевич открыл в Москве производственную мастерскую художественной игрушки, которой руководил до конца жизни.

Примечание

Бартрам, советский кукольный театр и Сергей образцов

 

В 1930 г. в Музее игрушки проходили показы нескольких лучших театров кукол и кукольников страны. И не случайно – идею создания детского Театра кукол давно отстаивал Бартрам. Об этом он, в частности, писал в своей книге «От игрушки к кукольному театру».

Выступали многие театры, в том числе один из самых известных на тот момент, которым руководили художница Симонович-Ефимова и скульптор-анималист Иван Ефимов

 

У Нины Ефимовой к тому времени уже автора культовой книги “Записки петрушечника”, изданной в 1925 году, был многолетний опыт успешной творческой работы, признание, обширный репертуар, школа из десятков энтузиастов-учеников, создавших в разных городах и республиках СССР кукольные театры. Они переписывались, часто и приезжали к ней в Москву, учились делать кукол, перенимали репертуар.

 

Выступал в качестве солиста-кукольника Сергей Образцов. Закончились показы. Настало подведение итогов, на котором выступил по праву и ведущего игрушечника-кукольника, и хозяина сценической площадки Бартрам. И он пророчески предсказал судьбу Сергея Образцова, чье имя станет символом советского кукольного театра.

Бартрам, в частности, сказал: «Честь и хвала Ефимовым за их Петрушек[…], а вот будущее все же не за ними[…] За Образцовым. У него много для этого данных. Во-первых, он музыкален – владеет ритмом, для петрушечника это очень важно. Во вторых, он артист, поет, у него хорошая дикция. В-третьих, он учился во ВХУТЕМАСе – это значит художник. А главное, он умеет видеть. Это очень много» (Цит. по:Academia Образцова. М.: Дизайн Хаус, 2007. С.15).

Образцов учился живописи во ВХУТЕМАСе, но не стал профессиональным художником, работал актером Музыкальной Студии Художественного театра, но не стал ни драматическим артистом, ни профессиональным певцом. Снимал замечательное кино, но не был кинематографистом. Писал книги, собрал несколько уникальных коллекций, никогда не учился на кукольника.

 

Никто не ждал, что именно Образцов возглавит создаваемый в 1931 году новый театр – Государственный центральный театр кукол.

 

Сам Образцов написал об этом так: «Он порекомендовал мне встретиться со старым кукольником Иваном Афиногеновичем Зайцевым, о чем я написал в моей книге «Моя профессия» и он же рекомендовал мне обратиться к Сергею Сергеевичу Шошину, который пригласил знакомых ему первых актеров нашего театра, о чем я написал в той же книге».

 

 

 

Был заведующим Комиссии декоративного искусства Коллегии Главмузея Наркомпроса.

 

Был членом Комиссии по охране памятников искусства и старины Наркомпроса.

 

Был действительным членом Государственной академии художественных наук.

 

Был создателем московского Бытового музея сороковых годов.

 

Был организатором Музея мебели (Москва).

Примечание

Он был открыт в 1919 году на основе коллекции известного предпринимателя и мецената Владимира Осиповича Гиршмана. Собственно этот музей и описан в «Двенадцати стульях».

Коллекция Гиршмана насчитывала почти 400 предметов, причем наиболее ранние вещи относились к 16 веку. Располагалось собрe4r5fyание в особняке в Мясницком проезде, д. 6 (сейчас на месте особняка вестибюль

‘]1особняке был открыт Музей мебели. В мае 1920 года особняк реквизировала Всероссийская чрезвычайная комиссия, и экспонаты перевели в Александринский дворец в Нескучном саду, где 2 мая 1921 был открыт Музей декоративного искусства, художественной промышленности и быта, ликвидированный в 1926 году.

Мебель из собрания Гиршмана была частично передана в Государственный исторический музей и Музей изящных искусств, частично — различными учреждениям и культурно-просветительскими организациями.

Новый вид искусства вторгается в жизнь – кинематограф. Н.Бартрам решает, что и тот должен служить детям. По его сценарию режиссер Г.Л.Рошаль снимает один из первых кукольных фильмов «Приключения Болвашки». Взрослую роль в нем исполнил сам Николай Дмитриевич.

 

РОЛИК

 

 

Даже в этом небольшом ролике видна та особенность, о которой говорилипочти все его знавшие. Это умение Бартрама подойти к детям, пошутить с ними и сразу же завоевать их симпатии. Среди детей он был необычайно популярен и любим, музей в их представлении был неотделим от личности Николая Дмитриевича, они так и прозвали его – «Дядя Музей».

 

Наступил до 1931 год, когда по итогам работы «разгрузочной комиссии», «очищавшей Москвы от избыточных организаций, музей  перевели в город Загорск (ныне Сергиев Посад). Бартрам тяжело переживал это: «Планов много, а сил уже нет».

Художник Михаил Нестеров написал: «Уничтожают Музей игрушки».

Исчезли инвентарные книги времени Бартрама, поредели архив и библиотека…

 

16 июля 1931 года он скончался.

Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

 

 

 

 

Основные работы Н.Д.Бартрама:
1.Игрушечный промысел в Московской губернии. Сб. Кустарные промыслы России. — СПб. 1913.
2.О путях новой игрушки.\\ Красная нива. №15-1930.
3.Игрушка и начатки ручного труда. Сб. игрушка, ее история и значение. — М. 1912.
4.Игрушка.\\ Печать и революция. №5-1926.
5.Музей игрушки. — М. 1928.
6.От игрушки к детскому театру. — Л. 1925
7.Игрушка- радость детей. — М. 1912.
8.Игры с масками и уборами. — М. 1926
9.Игрушечное производство. Новый энциклопедический словарь Брокгауза. Т.19.
10.Игрушечный промысел в дерене Богородское Владимирской губернии. \\Кустарные промыслы России. СПб. 1913.
11.Как делают игрушки. Выставка и демонстрирование работ кустарей. — М. 1910.
12.Об игрушках. По поводу выставки игрушек прошлого и настоящего в Московском кустарном музее. 1909.
13.О возможности возрождения в игрушке народного творчества.- М. 1912.
14.Маленькое дело маленьких людей. (О мастерской в Семеновке).\\ Путеводный огонек. 1904.