История сергиевской игрушки – богатая, многогранная и, соответственно, очень долгая. Она требует отдельной книги, если не книг. А интернет долгих текстов не любит.
Поэтому здесь мы изложили краткие ответы на наиболее популярные вопросы.
Почему Сергиев Посад называют столицей русской игрушки?
Тому три причины – производство и продажа.
Местные мастера старались делать все виды игрушек, популярные в России.
Местные торговцы продавали практически все виды игрушек, которые производились как в Сергиевском Посаде (так город назывался до революции), так и в других русских городах.
Поскольку в Троице-Сергиеву Лавру приезжали в большом количестве паломники со всей России, то проблем со сбытом у торговцев не было. Считалось доброй традицией привести домой в качестве подарка детям игрушку «от Сергия».
В советское время «столичная» репутация города только укрепилась.
В Загорске (так был переименован город Сергиев в 1930 г.) начали работу:
— две фабрики игрушки (№1 и №2),
— Всесоюзный научно-исследовательский институт игрушки (ВНИИ игрушки, основанный в 1932 г. для разработки новых образцов),
— Техникум игрушки (основан в 1933 г. для подготовки будущих мастеров-игрушечников),
— Музей игрушки (основан в 1918 г.).
Также в настоящее время в сергиево-посадском музейнгом комплексе «Конный двор» действует Музей русской матрешки.
Верно ли, что «еще сам Сергий резал игрушки из дерева и дарил их детям»?
Нет, не верно.
Ни в его Житии, ни в других письменных источниках каких-либо указаний на то, что «еще сам Сергий…» и пр. нет.
Промысел действительно древний, но сам основатель монастыря Сергий Радонежский к нему никакого отношения не имеет.
В данном случае мы имеем дело с легендой, которую придумали одни экскурсоводы (желающие таким образом указать на древность этого ремесла в городе), и которую – в добросовестном заблуждении – повторяют другие.
Когда впервые упоминается сергиевская игрушка?
Впервые сергиевская игрушка упоминается в документах XVII века.
Верно ли, что знаменитая русская матрешка родилась в Сергиевом Посаде, который является таким образом её родиной?
Верно ли, что русская матрешка имеет японское происхождение, то есть, была сделана в подражание японской игрушке, которая изображала некоего японского бога мудрости и удачи (Фукурума, он же Фукурокудзю )?
Нет, неверно.
Никаких свидетельств в пользу этой легенды не обнаружено.
Верно тут лишь то, что такая — ни на чем не основанная — версия происхождения широко известна, существует давно и в силу, видимо, этого приобрела некое правдоподобие (как же — «все говорят», «давно известно» и пр.). И обязана она своим рождением, видимо, тем, кто хочет рассказать об истории матрешки «поинтереснее» или старается найти у каждой русской игрушки непременно иностранное происхождение.
Ни Фукурума-фукурокудзю, а также японские же (конечно, надо непременно, чтоб было что-то «японское») деревянные куклы Дарума, деревянные куклы «кокэси» и прочие японские многочастные раскрывающиеся фигурки, к нашей матрешке никакого отношения не имеют.
Похожи? Да, но и только.
Тем более, что в России разного рода деревянные разъемные изделия была давно известны и широко распространены — как те же, например, деревянные пасхальные яйца «с сюрпризом». (Так что, пресловутый «киндер-сюрприз» тут точно никакой Америки не открыл).
Точку в дискуссии о происхождении матрешки поставил сам токарь Василий Звездочкин.
В своих воспоминаниях он написал: «…В 1900 году изобретаю трех- и шестиместную матрешку и посылаю на выставку в Париж». (Имелась в виду Всемирная торгово-промышленная выставка в Париже).
Вопрос: Если матрешку в Сергиевом Посаде стали делать, только начиная с 1918 года, то что есть такое собственно сергиевская игрушка, известная, как минимум, с XVII века?
Ответ: Сергиевская игрушка
Вопрос: Есть какая-либо игрушка, которая была изобретена именно в Сергиевом Посаде, которая для него типична, как, скажем, дымковская глиняная игрушка типична для слободы Дымково? Типичная сергиевская игрушка — это что?
Ответ: Типичная сергиевская игрушка
Вопрос: Самый типичный сергиево-посадский сувенир — это что?