«Китайская мелочь» — род сергиевской игрушки, который теперь почти забыт и известен только специалистам да любителям.

Что это такое было?

Это были вырезанные из дерева и раскрашенные маленькие фигурки  людей разных профессий и состояний. Одно у них было общее – малый размер. Их высоты была от 3 см, а до 12 см. А чаще всего высота была — один вершок, то есть, 4, 5 см. Отсюда и название – «мелочь». Иногда среди этой «мелочи» встречались и фигурки животных.

Кстати, бытовало среди мастеров-резчиков и другое наименование для этой «мелочи» — «щепной товар». Тут всё ясно: делались эти фигурки из отходов производства (чтоб ничего не пропадало) – буквально из щепок, больших и малых.

А вот почему «китайская», тут мнения историков расходятся. Кто-то полагает, что сначала это были маленькие фигурки китайцев, изображенных за разными занятиями, кто-то полагает, что всё из-за того, что сначала эти деревянные фигурки копировали маленькие китайские статуэтки из фарфора (так сказать «фарфор для бедных»). Иные думают, что название родилось из-за тогдашних представлений о том, что все-де китайцы – люди маленького роста, поэтому «мелочь» именно «китайская».

А другие полагают, что всё объясняется совсем просто: так-де назвали «для интересу», мол, к заморским диковинкам интерес всегда больше. Значит, больше и продажи. Маркетинг и реклама, словом.

И реклама работала отлично. Эти игрушки были настолько популярными, что их продавали стаканами, как семечки.  В одном стакане умещалось 5-6 игрушек  высотой в один вершок.

Фигурки изображали разных людей — дам, кавалеров, детей и нянек, гармонистов и плясунов, солдат и офицеров. Они легко составляли смысловые пары, а то и компании, поэтому купить ребенку одну фигурку было невозможно – отсюда и этот «мелкий опт» величиной «в один стакан».

В Сергиевом Посад прежде славились два мастера, делавших «китайскую мелочь» —  кустари Фалин и Поликарпов. Но всё-таки лучшим из них считался Фалин Иван Егорович (1827–1903)  – его фантазия была богаче и его фигурки, соответственно, были более разнообразные. Часто они делались так, чтобы из них можно было составлять целые житейские сцены из местной жизни.

Кстати, «китайскую мелочь» былого времени хорошо описала московская художница Екатерина Михайловна Белякова в книге «Игрушки Сергиева Посада». Книга писана со знанием дела, поскольку после революции 1917 года, она жила в Сергиевом Посаде, где работала в Коллегии по делам музеев и охраны памятников искусства и старины, а также в комиссии по декоративному искусству и народному быту. По поручению этой комиссии  Е. М. Белякова отбирала работы местных мастеров для Музея игрушки.

В свой книге, изданной в 1919 году, Е.М. Белякова подробно описала всю специфику работы местных мастеров, в том числе и производителей этой «китайской мелочи». Что интересно, она там воспроизводит и сам язык местных резчиков. Так, (видимо, следом за мастерами-резчиками) каждую разновидность фигурки (солдат, торговец и пр.) она называет «сортом». И там она пишет о тогдашнем ассортименте этой «мелочи» следующим образом.

«Вот названия некоторых сортов: «Распахня» — фигурка с белой грудью, «Паяц» (в красном колпаке), «Подкидыш под соском», «Казак», «Черкес», «Царек», «Царица», «Турок», «Турчанка», «Обезьянка», «Лисица», «Поп», «Купидон», «Зайчик», «Медведь». Разносчики груш, лимонов. Разносчики полотна, рыб. Монахи, монахини, барыни, гусары, почтальон, полицейские».

И она же, Белякова сообщила нам, сколь ко стоила эта «мелочь» и какова была производительность её резчиков. Так, она отмечает, что на каждую сотню фигурок  требовалось делать 20 сортов. И далее: «Платили полтора рубля за сотню. В день можно было выработать 75-100 штук».

Понятно,  что сейчас в массовом порядке эта «китайская мелочь» не делается – в детских магазинах её заменила разнообразная китайская мелочь без всяких кавычек.

Увидеть эту «мелочь» былых времен теперь можно только в музеях – например, в Музее игрушки  в Сергиевом Посаде.

«Китайская мелочь» в Музее игрушки (Сергиев Посад)

А делают этот былой «щепной товар», ставший теперь товаром сугубо «штучным», буквально считанные мастера, который, буквально же, «раз, два и обчелся». Один из них живет в Москве – это Николай Борисович Антишин. Другой живет в Сергиевом Посаде — это Александр Николаевич Варганов.

Поскольку сейчас в целом утрачена не только культура изготовления  «китайской мелочи», но и, главное, культура её восприятия, то сейчас  изделия такого рода приобретают преимущественно знатоки, любители и ценители резного дела, а также коллекционеры изделий народных промыслов из России и зарубежья.

        

Работы Николая Антишина.