В XIX веке игрушечный промысел в Сергиевом Посаде развивался он в условиях конкуренции. Многие занимались изготовлением различных игрушек, отдельные мастера, семейные артели, мелкие производства.

В таких условиях, конечно, в выигрыше оказывались те, кто предлагал покупателям что-то новенькое и интересное, привлекал оригинальностью или изготавливал забавные изделия с юмором.

К середине XIX века помимо дерева широко стали применять папье-маше. Изготовленные из клееной бумаги фигурки были легки, их можно было размножать и таким образом, ставить на поток.

Большим спросом пользовались звуковые игрушки, на, так называемом пищике – от слова «пищать». Это особый механизм, с помощью которого игрушка могла издавать различные несложные звуки, имитирующие голоса птиц, животных и так далее.

По звуку они бывают разные. Сергиевские мастера старались, чтобы звучание соответствовало виду игрушки, её теме.

Птицы маленькие — должны пищать тонко,  гусь — звук пониже, качели просто трещать, а медведь — реветь, в него встраивали «ревок».

Пищики бывают разного вида, их можно назвать — язычковый и флейтовый.

Флейтовым пищиком можно назвать любую гончарную свистульку, окарину. Бывают флейтовые пищики и на мехах. Высота звука в них зависит от толщины крышки и от величины отверстия.

Более разнообразны по звуку язычковые пищики. Их устройство сложнее флейтовых. У язычковых на силу звука и на его чистоту влияет оболочка, в которую встроен язычок.

Такие пищики издают вибрирующий звук. Язычок может быть встроен в материалы разной плотности и сам быть из различных материалов, что так же влияет на качество звука.

Звуковое устройство зависит от подачи воздуха, который подаётся с помощью мехов. Меха изготавливаются в основном из картона, который определённым образом обрабатывается, оклеивается тканью, скрепляется. Чтобы меха расправлялись, внутрь встраивают пружину.

Материалом для язычка может служить бамбук, камыш, тростник. Часто использовали язычки из слюды, такие считались наиболее удачными и долговечными. так же, использовали, так называемую, «зорьку птичьего пера» от крупной домашней птицы.

«Зорька» мастера-игрушечники называли то, что обычно именовалось «очином», то есть основание пера. Как ясно из названия, это та часть пера, которую раньше использовали для письма (после соответствующей очинки).

Ещё были язычки из фольги и из бумаги. Бумагу при этом, нужно обработать — для прочности и упругости пропитать парафином, подвергнуть другим процедурам.

В более поздние времена пробовали использовать даже киноплёнку, но она не дала нужного эффекта, быстро гнулась и рвалась.

Где такие пищики теперь?

В наше время, пожалуй, увидеть пищики с мехами можно только в музеях. В Сергиево-Посадском музее игрушки, в Русском и Этнографическом музеях СПб, в частных коллекциях.

В современные игрушки так же встраивают звуковые механизмы, но устроены они по- другому. По старинке делать их трудоёмко, да и мастеров, умеющих их делать, нет в живых.

Даже информации о таких игрушках почти нет. Они упоминаются в трудах Е.М. Беляковой и Е.Е. Штейнбах, а так же в книге И.И. Овешкова «Звуковая игрушка», изданной в 1939 году.

 

Игрушка с пищиком «Мальчик»  (XIX век)

Игрушка с пищиком «Пастушок с овцами» (Музей этнографии, СПб)

Игрушка с пищиком «Петушок» (Музей этнографии, Москва)

Игрушка с пищиком «Пирожник» (ВМДПИ, Москва)