В XVII в.выжигание по дереву было широко известно в Европе, а в XIX в. с изобретением специальных аппаратов это ремесло получило более широкое развитие. Деревянные предметы, украшенные выжиганием, появились и в России.

В 1891 году в Сергиевом Посаде были созданы учебные мастерские и Художественно-столярная мастерская Московского губернского земства. С 1902 года заведующим их был Владимир Иванович Соколов, а подчинялись мастерские Кустарному музею во главе с Сергеем Тимофеевичем Морозовым.

В Кустарном музее каждую неделю собирался художественный совет, на котором обсуждали новые идеи, утверждали новые разработки и рассматривали образцы.

Как вспоминал современник, «однажды Морозов принес на такое совещание несколько купленных им в кондитерском магазине шкатулок, украшенных выжиганием с росписью, и сказал: „Французы заполонили все магазины (другой вариант: «французские шкатулки заполонили всю Москву»), а мы спим“.

И он же, Морозов, призвал художников-кустарей создать что-то подобное, но безусловно лучше.

Было решено наладить подобный промысел в Сергиевом Посаде.Разработку образцов поручили Владимиру Соколову.

Владимир Иванович Соколов — профессиональный художник, живописец и график. Работая над созданием нового стиля, он понимал, что, во-первых, нужен русский стиль, узнаваемый сразу; во-вторых, роспись нужно сделать несложной в исполнении, чтобы мастеровые могли быстро обучиться и приступить к производству.

Согласно сохранившимся воспоминаниям, Владимир Иванович сам говорил, что начальные идеи он взял с украшенных русских прялок из Русского музея. Это были контуры орнаментов, заполненные разноцветной и золотой краской, наподобие северных — борецких, пижемских, мезенских.

Помимо этого художник стал использовать собственные пейзажные зарисовки с видами Сергиево-Посадских улочек и Троице-Сергиевой лавры. Он изображал разные времена года и при этом ловко использовал контрасты и эффект деревянного фона.

Нарядно и красиво получалась зима с белоснежными крышами и чёрными контурами деревьев. Осень изображалась на почти незакрашенном фоне желтоватого дерева. Не менее красиво выглядели лето и весна.

На деревянных предметах при выполнении зимних пейзажей он накладывал краски плотным слоем, отчего они становились похожими на эмали, приобретая яркость и чистоту звучания. Художник любил контрастные сочетания белого снега и яркого пятна архитектурного памятника, и это придавало особую декоративность его шкатулкам.

Вскоре уже можно было с уверенностью сказать, что русская роспись по выжиге удалась. Были обучены мастера, и мастерская стала производить множество разнообразных товаров, украшенных росписью с выжиганием, на которые возник немалый спрос.

Это были яйца, игрушки для детей, ёлочные игрушки, разнообразные шкатулки, декор мебели и предметы быта. Фантазии художников, казалось, не было границ.

   

Стиль новой росписи назвали «соколовский». На выставках в Петербурге, Париже, Льеже, Милане, Лейпциге изделия с «соколовской» росписью получали медали и почетные дипломы.

Шли годы. После революции 1917 г. многое стало меняться. Кустарей объединили в артель «Кустарь-художник», созданную ещё в 1910 г., но продолжившую работу. Спрос на изделия с выжиганием оставался.

Мастера, сотрудничающие с мастерской Шведова, в совершенстве владеют техникой росписи с выжиганием, примером тому работы В.В. Бакулиной.

 

Примечание.

О В. И. Соколове

Соколов Владимир Иванович (1872–1946) — художник декоративно-прикладного искусства. Окончил Строгановское училище, затем МУЖВЗ, где его учителями были И. Левитан, В. Поленов, В. Серов. В первой выставке «Мира искусства» участвовал в 1899 году.

К началу 1900-х годов В.И. Соколов был уже признанным художником, участником многих выставок, обладателем премий и призов.

По просьбе мецената С.Т. Морозова художник стал руководителем мастерской народных ремесел в Сергиевом Посаде. Заведовал учебной столярной художественной мастерской Московского губернского земства с 1903 по 1920 год.

В 1920 году Соколов был приглашен на работу в Комиссию по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры.

В 1925 году в Сергиевом Посаде был создан филиал АХРР, В.И. Соколов стал членом, а в 1928-1930 годах председателем этой организации.

В 1927 году В.И. Соколов выполнил в технике ксилографии иллюстрации к путеводителю по Сергиевскому музею, получив уроки гравюры по дереву у И.Н. Павлова. Работы художника хранятся в ГТГ, Художественно-педагогическом музее игрушки им. Н.Д. Бартрама, СПГИХМЗ, в музеях Иркутска и Нижнего Тагила.

 

ПОДРОБНЕЕ ПРО ТЕХНИКУ «РОСПИСЬ ПО ВЫЖИГЕ»:

На поступившее «белье» (некрашеную заголовку из дерева – шкатулку, вазу и т.п.) мастер прежде всего наносит карандашом рисунок будущей живописной композиции и орнаментального узора. Как правило, этот рисунок делается «по памяти»: мастер импровизирует ту или другую традиционную тему, тот или иной традиционный мотив в орнаменте. При работе над уникальными произведениями мастер отступает от этого обычая: он предварительно разрабатывает эскизы композиции и лишь после утверждения одного из вариантов — в карандаше переводит свою композицию на «белье».

По легким карандашным линиям посредством раскаленных платиновых штифтов (игл) выжигаются неглубокие бороздки, намечается черневой рисунок. Острие штифта, не задерживаясь, плавно и свободно проходит по поверхности дерева. Любая задержка может прожечь дерево насквозь и испортить подготовляемую вещь.

После того как темнокоричневые и черные прожилки выжженного рисунка обозначились на белом или кремоватом фоне дерева, мастер приступает к «отписыванию» красками. Акварельные (или гуашевые) краски по дереву наносят почти всегда в их локальном звучании, чистым тоном.

Поясним это на примере: если, предположим, зеленой краской подцвечивается листва дерева или хвоя ели, то зеленый тон будет одинаков по силе на всей плоскости, очерченной выжигательным штифтом. Если это силуэт дома, дворца, избы или еще какого-либо строения, то опять-таки по грани выжженных линий ляжет одним цветом чистый тон: коричневый, охристый или другой. Этой локальностью цвета как бы подчеркивается декоративность, приподнятость, торжественность такого художественного изделия.

Одна характерная особенность отличает загорские изделия от подобной обработки дерева мастерами других географических очагов: остро выявленный выжиганием рисунок, по которому лег чистый красочный колер, воспринимается как своеобразная аппликация. Поэтому следует подчеркнуть положительную сторону этой творческой особенности: звучность, цветовую насыщенность, графическую остроту и декоративную яркость.

Дав краскам просохнуть, чтобы надолго сохранить цветовую силу работы, мастер покрывает ее прозрачным лаком, проделывая эту операцию два-три раза. Лак придает ей дополнительные качества: блестящая поверхность хорошо отражает свет, усиливает декоративную красочность цвета, подчеркивает фактуру материала, создает глубину.

Вот почему в произведениях загорских мастеров легко уживаются реалистическая убедительность и простота графических композиционных построений, а повышенная декоративность с несколько наивно-примитивистской живописностью. Художники-декоративисты, они одновременно и художники-примитивисты, идущие от народного лубка и крестьянского искусства.

Особенно сильны на изделиях загорских мастеров изображения природы среднерусской равнины и архитектурные ландшафты. Мастера росписи и выжигания — прежде всего вдумчивые пейзажисты. В их творческой продукции преобладает пейзаж типизированный, гиперболизированный: московский Кремль и Загорск в современном их состоянии и «вообще» древнерусские кремли, затейливые, русского стиля хоромы, дворцы, церквушки, а нередко и люди на фоне русского пейзажа, причем человек — это романтизированный, всегда действенный образ русского человека.

Среди талантливых мастеров Загорска, таких как Вл. И. Соколов (умер в 1945), В. А. Хрустачев, С. В. Титов, В. И. Васильев, А. И. Шишкин и другие, Вас. Ив. Соколов является признанным учителем и старейшиной искусства росписи и выжигания.  Его авторству принадлежат лучшие оригиналы, по которым работают загорские мастера росписи и выжигания.