ГАЛЕРЕЯ МИХАИЛА ПУЗЫРЕВА

Михаил Пузырёв – художник удивительный. Скажем так, дабы избежать затертых расхожих эпитетов.

А иная работа художника и удивляет, и трогает буквально до учащенного сердцебиения.

Именно так действует на зрителя, скажем, его известный «Гефсиманский скит».

Почему?

И потому, что Гефсиманский скит – место и намоленное, и настрадавшееся, и связанное с крупнейшими русскими именами – Николаем Леонтьевым и Василием Розановым, с кругом их идей и настроений.

И потому, что этот «дух места» со всею полнотою передан художником, ставшим своего рода «гением места».

Отсюда и это впечатление — «до сердцебиения». И это «испытано на себе», это слышано от всех, кто видел эту работу.

Чем еще удивляет художник?

Сюжеты его работ – пейзажи средней полосы России, Русский Север, Крым, портреты. Натюрморты и, конечно, улицы-переулки Сергиева Посада, где он живет, и, понятно, сама Троице-Сергиева Лавра.

Казалось, что тут сказать нового, чем удивить?

А Михаил Пузырёв и говорит, и удивляет.

Потому что какая бы работа на мольберте перед ним ни стояла (этюд, заказная вещь, повторение прежней своей работы), к каждой из них он подходит в высшей степени ответственно, воспринимая и решая её как творческую задачу.

Поэтому все рабочие этюды Михаила Пузырёва суть готовые картины.

Поэтому общий глас коллег Михаила Ивановича при просмотре его этюдов звучит так: «Всё, ничего более не трогай — всё сделано, всё решено, только что раму подобрать осталось».

Поэтому все привычные сюжеты воспринимается зрителем работ Пузырёва так, как если б он видел их в первый раз.

И поэтому каждая работа Михаила Ивановича представляет собою, подчеркнем, объективную художественную ценность.

И подчеркнем следующее: они обладают этой ценностью по «высшему гамбургскому счету», который художникам-профессионалам тут должен быть особенно внятен.

О чем речь?

Есть вещи, которые нравятся только лишь неискушенному зрителю.

Есть вещи, которые нравятся только «экспертам» и «критикам».

Есть вещи, которые нравятся знатокам и ценителям.

Есть вещи, которые нравятся только коллегам-художникам.

Так вот, работы Михаила Пузырёва нравятся и первым, и вторым, и  третьим, и четвертым. А последние, как известно, к успехам «товарища по цеху» особенно ревнивы, а на похвальные слова в его адрес щедры не особенно. А вот и тем не менее.

И есть еще одно, что в работе мастера и удивляет, и делает его совершенно уникальным.

Если «слить во единое слово» сумму всех впечатлений, то это то, что можно назвать удивительным благородством письма.

Именно так. Мало сказать, что художник – тонкий колорист, что его краски чисты и выверены, но еще и писаны его работы так, что созерцание самого мазка художнической кисти доставляет истинное наслаждение всякому ценителю искусства живописи.

Вспоминается известный театральный режиссер с его известной же присказкой-вопросом: «Ну-с, чем будем удивлять?». Сергиево-посадское отделение Союза художников на этот счет может быть спокойно. Ему есть чем удивлять и есть кому удивлять.

В. Серов.